12:07 

Доброе утро, грешники!

Andrew Seemann
Имперские псы не помнят, не знают выбранный нами проклятый путь. Но за спиной они ощущают во мраке сокрытую Хаоса суть №Ø
Полемика: Является ли бритье бороды - грехом?

В Древнем Израиле вопрос о том, носить или не носить бороду вообще, даже не ставился. В Ветхом Завете в кн. Левит запрещено, подражая языческим обычаям, выражать скорбь по умершим, обезображивая свою бороду.

Лев. 19:1,2,27-28: "И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им... Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен."

Лев. 21:1,5: "И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им... Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем."

Вот как это толкуют блж. Феодорит Киррский и свт. Кирилл Александрийский.

"Вопрос 28. Что значит сказанное: не сотворите обстрижения кругом (σισόην;) от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших, и кроения не сотворите на теле вашем о души: и язв настреканных да не сотворите в вас (Лев. 19: 27-28)?

Некоторые слово: τὸ σισόην переводили: с намерением сделанные из волос кудри; но думаю, что закон запрещает иное. У еллинов было в обычае не обстригать волос на голове у детей, но отращать их, и со временем посвящать демонам. Имели также обычай брить бороды, когда оплакивали кого, и делать нарезания на щеках в честь умерших, а некоторые части тела накалывали чем-либо острым, и покрывали чёрною краскою в угоду демонам. Сие-то и запрещает божественный закон." (Блж. Феодорит, еп. Киррский. Творения, Ч.1. - М., 1855. - С. 183).

"Итак, закон дозволил освященным подходить к умершим, очень близким для них по родству (Лев. 21: 1-6); но умеряет это и не дозволяет нарушать наиболее приличествующее им посредством пользования этим правом в излишестве и сверх нужды, дабы тем не оскорбляем был почётный дар священства. Так, например, запрещает остригать, по подобию других, головы и, для обезображивания лица, брить бороду; повелевает также, чтобы и другие нечестивые дела еллинского безумия, разумею нарезы на теле, даже на мысль не приходили: ибо сочувствовать близким родным в скорби нисколько не безрассудно, но совершенно безобразить себя было бы вполне нелепо и безумно; потому что сказано: вся благообразно и по чину да бывают (1 Кор. 14:40)." (Кирилл Александрийский, свт. Творения, Ч.2. - М. 1882. - С. 351-352)

О том, что вообще сбритая борода была бесчестием, говорит следующее место.

"И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и [тогда] возвратитесь." (2 Цар. 10:4-5)

Царь Давид не сказал своим слугам, чтобы они сбрили остаток бороды, но приказал ожидать, пока она отрастёт полностью, и только тогда возвращаться в Иерусалим.

Считалось, что брить бороду – противоестественно.

Прп. Исидор Пелусиот, письмо 463, к Дионисию младшему:

"Весьма печалит меня, что слышу о тебе, будто бы не подражаешь отцовскому целомудрию, но подвергаешь себя чуждому для вас позору, лишив лицо свое естественного цвета величавости и преобразив в нечто более подобное лицу женскому. А это не что иное значит, как укорять Создавшего. Ибо, если отказываешься от чести, самым временем придаваемой зрелости, то показываешь сим, что упорно стараешься быть лучше несовершеннолетним и намерен не мужем стать, но быть и казаться каким-то сомнительным скопцем."

Бороду брили для совращения в блуд лиц противоположного пола. Об этом говорит византийский канонист XII века Зонара в толковании на 96 правило VI вселенского Собора.

96 правило VI Вселенского собора:

"Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их, аки детей, и научая целомудренно жить, да оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются, и внутреннего более, нежели внешнего человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами; и да не носят в себе никакого останка порочности, произшедшей от сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен."

Толкование Зонары на 96 правило VI вселенского Собора:

"Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говоритъ великій Павелъ (Гал. 3, 27); а облекшіеся чрезъ божественное крещеніе во Христа должны проводить жизнь подобно Ему, и сохранятъ всякую невинность и цѣломудріе, и чистоту, а не прилѣпляться къ вещественной суетѣ и не украшать своего тѣла съ излишествомъ и мелочностію. Но какое украшеніе могло бы быть мелочнѣе и излишнѣе какъ не заплетать волосы на головѣ, красиво располагать и убирать ихъ, дѣлая ихъ приманкою и обольщеніемъ для душъ, не утвержденныхъ въ вѣрѣ и потому удобопреклонныхъ къ невоздержанію? Итакъ сіи божественные отцы упомянули о красивомъ расположеніи и убранствѣ волосъ посредствомъ плетенія; ибо въ то время ничего другаго, какъ кажется, не дѣлали съ волосами, подобно тому тому какъ нынѣ дѣлаютъ и тѣ, которые подкрашиваютъ и убираютъ волосы, прилагая все стараніе о томъ, чтобы волосы были длинные и чтобы подобно женщинамъ имѣть кудри, спускающіеся, если возможно, до пояса. Это достигается у нихъ не однимъ тѣмъ, что не стригли излишнихъ волосъ, но вмѣстѣ и тѣмъ, что желѣзо не восходило на ихъ голову, употребляемо ими было и все, что обыкновенно способствуетъ ращенію волосъ и производнтъ ихъ густоту. Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвиваютъ ихъ щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашиваются. — Другіе намачиваютъ волосы на головѣ водою, и даютъ имъ сохнуть на солнечномъ припекѣ, чтобы измѣнился у нихъ черный цвѣтъ волосъ. А есть и такіе, которые накладываютъ на себя поддѣльные кудри, обстригая свои собственные природные волосы. Такъ нынѣ по большей части располагаютъ и убираютъ волосы на головѣ; а по отношенію къ бородѣ поступаютъ совершенно наоборотъ; ибо какъ только у кого появится юношескій пушокъ, тотчасъ сбриваютъ его, чтобы не перешелъ въ волосъ, но чтобы бросалась въ глаза гладкость ихъ лица и они, такъ сказать, могли бы уподобляться женщинамъ, и казаться нѣжны. А у кого съ теченіемъ времени волоса на бородѣ растутъ уже постоянно, тѣ, чтобы не носить длинной бороды, хотя и не употребляютъ бритвы, но вмѣсто того, раскаливъ на угольяхъ кусокъ черепка, подносятъ его къ бородѣ и выжигаютъ имъ всѣ длинные волосы на бородѣ, а оставляютъ ихъ въ такой мѣрѣ, чтобы казалось, будто волосъ едва начииаетъ пробиваться, и чтобы мужчины, достигшіе уже зрѣлаго возраста, походили на юношей, у которыхъ въ первый разъ показывается борода. А это дѣлается не у простыхъ только людей, но и у людей высшаго состоянія. Почему это зло, распространившись, сдѣлалось всенароднымъ, и, какъ какая-нибудь эпидемическая болѣзнь, заразившая носящихъ Христово имя, пожираетъ почти всѣхъ; и это дѣлается не смотря на то, что божественпая и древнѣйшая заповѣдь говоритъ во Второзаконіи: не сотворите обстриженiя кругомъ отъ власъ главъ вашихъ, ниже бріете брадъ вашихъ; и великій Павелъ говоритъ: мужъ аще власы раститъ, безчестіе ему есть (1 Кор. 11, 14). Итакъ отцы сего собора отечески наказывають дѣлающихъ то, о чемъ онѣ выше сказали, и подвергаютъ отлученію. А нынѣшніе отцы не только оставляютъ безъ наказанія тѣхъ, которые дѣлаютъ съ волосами на головѣ и бородѣ исчисленное выше и допускаютъ еще большее безстыдство и въ такомъ видѣ входятъ въ церкви, но и преподаютъ имъ благословеніе и (верхъ неумѣстности!) — даже преподаютъ святыя тайны, если кто изъ нихъ желаетъ причаститься. И этого не возбраняетъ никто, ни патріархъ, ни другіе архіереи, ни монахи, которыхъ имѣютъ духовными отцами люди такъ безстыдно поступающіе." (Цит. по: Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. Ч. 1: Правила соборов 1-7 / репр. - Тутаев: Православное братство св. кн. Бориса и Глеба, 2001. - С. 489-490)

В Древней Руси повреждение бороды считалось тяжёлым оскорблением.

Краткая Русская правда (по Академическому списку половины XV в.):

"6. Аще ли перстъ оутнеть которыи (а) любо, 3 гривны за обидоу. 7. А во оусе 12 гривне, а в бороде 12 гривне."

В статьях 6–8 находим пени за обиды, причем повреждение, нанесенное усам и бороде, оценивается дороже отрубленного пальца, наравне с наиболее тяжелым оскорблением.

Пространная Русская Правда (по Троицкому списку второй половины XIV в.):

"60. А кто порветь бородоу, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривенъ продаже; аже безъ людии, а в поклепе, то нету пpoдaже."

М.Ф.Владимирский-Буданов предлагает читать статью так: «если у кого будет вырвана борода и обиженный или представит вещественные улики или свидетелей, то оскорбитель платит 12 гр. продажи» (Хрест., вып.1, стр.61, прим.104). «Въньметь знамение» – останутся знаки, что борода была порвана. Сходный текст в Изборнике 1073 г.: «учять же ныне взимати знамением» (Срезневский. Материалы, т.1, стр.389), т.е. обращать внимание на знамение. Обвинение (поклеп) без свидетелей считается недоказанным.

Сокращенная Русская Правда (по Толстовскому списку второй половины XVII в.):

"21. А кто порвет бороду, а возмет знамение, и станут видоки, то 12 гривенъ продажи; аже без людеи, в поклепе, нету продажи."

Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду. В XVII - нач. XVIII века бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. См. об этом, например, в книге: С.М. Соловьев. История России с древнейших времен.

Бритьё бороды свидетельствовало о нездоровых наклонностях мужчины или .

Церковный Устав великого князя Ярослава:

"Аще кто пострижеть голову или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить." (Приводится по изданию: Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995. Приложения к т. 2. с. 577). То есть в уставе Ярослава стрижка головы и бороды считалась преступлением.

Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено.

Георгия, митрополита Киевского, стязанье с латиною:

"Иже постригают бороды своя бритвою, иже есть отсечено от Моисеева закона и от Евангельска." Цит. по: Макарий Московский, митр. История Русской Церкви.

Из лекций по Истории Русской Церкви проф МДА В.Д. Юдина: "Супруга Василия III Соломония обращалась к знахарям, чтобы избавиться от неплодия и приворожить мужа. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, также прибегал к ведунам, чтобы они помогли ему произвести потомство (Ивана IV). Между прочим, Василий даже сбрил бороду, чтобы нравиться молодой жене, чем осквернил себя".

Вот как обличают бритьё бороды древнерусские проповедники:

"Соборник" митрополита Даниила (годы жизни 2-я пол. XV в. — 1547 г.), Слово 12:

"Великий подвиг совершаешь ты, угождая блудницам: переменяешь одежды, надеваешь сапоги весьма червленые и крайне тесные, так что ногам твоим приходится терпеть великую нужду от тесноты их и гнетения... Волосы твои не только срезаешь бритвою и с плотию, но и щипцами исторгаешь из корня и не стыдишься выщипывать; позавидовав женам, мужеское свое лицо претворяешь на женское. Или весь хочешь быть женою?.. Если не хочешь, то зачем волосы бороды твоей или и ланит твоих щиплешь и не стыдишься исторгать из корня, а лицо твое много умываешь и натираешь и делаешь ланиты твои червленными, красными, светлыми?.." Цит. по: Макарий Московский, митр. История Русской Церкви.

Первое послание митр. Макария от 25 мая 1552 г.:

"Если же некоторые из вас, забыв страх Божий, и заповедь царскую, и наше духовное наставление, не станут каяться в своих согрешениях и впредь начнут брить или обсекать бороду, или подстригать усы, или впадать в скверные содомские грехи с отроками, или начнут впадать в прелюбодейство и блуд с пленными женами и девицами и потом будут обличены, то всем таким быть от благочестивого царя в великой опале, а от нашего смирения и от всего священного Собора — в отлучении, по священным правилам, от святой Церкви и всякой святыни." Цит. по: Макарий Московский, митр. История Русской Церкви.

Пострижение брад было запрещено на Стоглавом соборе из-за безнравственных причин этой практики.

Стоглавый собор:

"От священных правил о пострижении брад. Глава 40

Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Таковая бо честь православных, но латынская и еретическая предания греческаго царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила велъми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: "А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша". О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе: не постризайте брад ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече: "Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом". Ибо от Костянтина царя Ковалина еретика на том бо ecu знаху, яко еретическия слуги суть брады им постризати. Вы же, се творяще человеческого ради угождения, противящеся законом, ненавидимы от Бога будете, создавшего нас по образу своему, аще убо хощете Богу угодити отступите от зла. И о том сам Бог Моисеови речи, и святыя апостолы запретиша, и святыя отцы прокляша и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшного прощения православным таковаго не подобает творити..."

Из комментария к Стоглаву: "Вопрос 25. В вопросе говорится о мирянах. Автор касается внешнего вида прихожан. Особенное возмущение вызывает бритье бород и усов и ношение одежды иноземного покроя. Все эти новшества, вызванные укреплением связей с Западной Европой, осуждались большинством духовенства. В качестве одного из "неисправлений" рассматривал бритье бороды и усов Касьян, об этом же писал Сильвестр в своем послании царю, резко выступал против брадобрития митрополит Макарий. Таким образом, представители различных группировок в "Избранной раде" объединились в своем порицании новых обычаев, распространявшихся среди мирян. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик. В послании Сильвестра Ивану IV этому пороку уделено большое место, причем именно в связи с распространением брадобрития.

Глава 40. Среди новых веяний, получивших большое распространение на Руси в XVI в., было и бритье бороды. Вопрос 25-й ставил перед собором эту проблему. Глава пространно, со ссылками на авторитетные источники, отвечает на него. Правда, не все ссылки истинны. Например, правила "святых апостол" ничего не говорят о пострижении брад (также как и 11 правило VI Вселенского собора - Д.А.). Греческий царь Констянтин Ковалин - имеется в виду византийский император Константин V Копроним (741-775 гг.)."

@темы: История, Православие, Религиоведение, Секты, Юмор

Комментарии
2014-01-15 в 12:37 

Oberstrumpfbandfuehrer Brokain
и следы их быстро начинают проходить в школе
кароч меня возмущает что книгу левит цитируют через греческий. пусть чез иврит. только хардкор только иврит.

2014-01-15 в 12:45 

Andrew Seemann
Имперские псы не помнят, не знают выбранный нами проклятый путь. Но за спиной они ощущают во мраке сокрытую Хаоса суть №Ø
Oberstrumpfbandfuehrer Brokain, презренные гои таки не понимают иврит, тора гой

2014-01-15 в 13:07 

Oberstrumpfbandfuehrer Brokain
и следы их быстро начинают проходить в школе
Andrew Seemann, тора гой? щто?
не, просто обстригать кругом и прочее - может интересно звучать, но зачем использовать при этом греческий перевод? так уж и вульгату можно приплести.

   

Cообщество Религиоведов

главная