1. Православие как правильное в вере. читать дальшеИсторически, а также в богословской литературе, термин «православие», обозначает апробированное вселенской Церковью учение в противоположность ереси. То есть определяется через идею ереси. Если есть ересь, то должно быть и правильное вере — православие. Православием можно называть правильное в вере. Тексты церковных писателей дают тому достаточно причин. И это первое по времени из возможных значений слова «православие». Оно уже оформилось и было зафиксировано как употребительное, когда шел IV век.
Синонимом употреблялось «кафолический» в смысле «общего» и «верного», а не частного и случайного — неверного из ересей.
Но сегодня это значение хотя и верное, похоже на какой-то антиквариат. Оно не воспринимается так многими людьми. И историческое православие само в том виновато. Объявляя правым и левое и заднее, оно пришло к тому, что в первом и правом люди, и они ведь правы, узнавать его не хотят.
Пару слов о характере «правильности». Правое в вере опирается, как думаю, не на «окончательный результат». Смешно, рассуждая о Боге и других высоких материях сочинять себе и другим, что мы тут нечто рационально знаем, измерили линейкой, и записали всё как есть. Правое в вере опирается на разумную последовательность в богословских построениях и поддерживается преемством веры. Благовестие и богословие не могут путаться в противоречиях. Но должны быть и логичны, и содержательны, и превосходить в этом любую, направленную против них критику. Только тогда можно вообще, хоть о какой-то правильности говорить. С другой стороны, они должны начинаться не от пустых мечтаний, но соотноситься с желаниями, которые Он принес и верой, которую Он открывал. И также опираясь вот на эту интуицию веры в наиболее трудных и рационально слабых местах.
2. Православие как Византийская вера. читать дальшеСегодня часто термином обозначают Византийское направление в христианстве, исповедующее Никео-Цареградский символ веры и признающее постановления семи Вселенских Соборов. Тут термин определяется через соотнесение с Римским миром, с Западным христианством. Это уже историческое православие, хотя и включающее в себя, среди прочего заметную богословскую и практическую часть, как согласную с Западом, так и выступающую против него.
3. Православие как вера, исторически сложившихся институтов — Православных Церквей. читать дальшеТут и практика, и дисциплина, и организация — одинаково разделяемые этими институтами — автокефалиями. Все они находятся во взаимном общении (communicatio in sacris). И составляют мир православия — Православную Церковь. Часть церковных писателей понимает его как всю церковную полноту. Всю Его Церковь вообще. Присутствие Бога вне Института частью писателей традиционно оспаривается или ставится под сомнение. В этом значении "православие" определяется как общее этих автокефалий, не как противоположность Западу, но связное самостоятельное и достаточное целое, которое противополагает себя миру — всем другим идеологиям, религиозным институтам и церквям.
4. Православие как этнокультурная традиция, «русская вера». читать дальшеП.А. Флоренский писал так:
Русская вера сложилась из взаимодействия трех сил:
- греческой веры, принесенной нам монахами и священниками Византии,
- славянского язычества, которое встретило эту новую веру, и
- русского народного характера, который по-своему принял византийское православие и переработал его в своем духе.
Что такое "православие".
1. Православие как правильное в вере. читать дальше
2. Православие как Византийская вера. читать дальше
3. Православие как вера, исторически сложившихся институтов — Православных Церквей. читать дальше
4. Православие как этнокультурная традиция, «русская вера». читать дальше
2. Православие как Византийская вера. читать дальше
3. Православие как вера, исторически сложившихся институтов — Православных Церквей. читать дальше
4. Православие как этнокультурная традиция, «русская вера». читать дальше