Пост написан по мотивам книги Джин Кэллахан "Экономика для обычных людей".
читать дальше1) Книжка на самом деле очень грустная. При том, что рассуждения в ней весьма здравые и популярные, её всю, от начала и до конца, пронизывает одно фундаментальное заблуждение, а именно: вся человеческая деятельность определяется неудовлетворённостью.
Это ошибка, и сейчас я объясню почему. С одной стороны верно: очень часто в своих поступках я мотивирован тем, что мне не нравится то или иное моё состояние. Так, приведённый в книжке пример с комаром (с.15-16) вполне верен. Но, если бы этим и исчерпывалась вся мотивация человека к деятельности, то его конечной целью было бы забвение, как состояние полной удовлетворённости всем. Как говорил Иосиф Сталин, смерть решает все проблемы: пока человек жив, у него есть проблемы, когда мертв - у него уже нет никаких проблем.
Но в книжке даётся ссылка на наш житейский опыт как основной инструмент получения экономического знания. Потому, не выходя за рамки её логики, я имею право пользоваться своим собственным житейским опытом, а он говорит следующее: если я сделал что-то хорошо, то я вполне этим доволен, это доставляет мне радость, и я делаю это ещё лучше, просто потому, что хочу большей радости, а вовсе не потому, что я не удовлетворён прежним результатом. Не знаю, быть может я один такой урод, а у всех остальных конечная цель - забвение, но факт остаётся фактом. Таким образом я совсем не вписываюсь в основную идею Австрийской Экономической Школы. Смею полагать, что не только я.
Так что пафос автора по поводу того, что экономическая теория наконец стала базироваться на реальной мотивации реальных людей, оказался ложным. А это превращает книжку в высококачественное научное безумие, к моему глубокому сожалению; не вижу смысла ей руководствоваться. Всё это очень грустно.
2) Экономика в данной книге предлагается как некий аналог религии - кроме указанного выше пафоса автор говорит, что, якобы, реальная власть во всём мире принадлежит экономистам: дескать, именно их решения, неважно насколько они верны или правильны, и неважно, насколько авторитетен тот или иной экономист, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. Это конечно же верно, власть денег отрицать глупо, но она не имеет под собой прочного основания: сейчас я объясню, почему.
Я давно усвоил, что большинство производственных, технологических процессов в принципе невозможно реализовать хоть сколько-нибудь удовлетворительно без участия живой души, её тотальной вовлечённости в этот процесс; никакими техническими средствами этого не заменить. Это известно и без меня: хотя бы по тому замечательному факту, что огромное число исследователей сломали неисчислимое множество копий в попытках мотивировать трудящихся к более продуктивному труду. К этому делу приложили руку не только экономисты, но и психологи, социологи и вообще представители смежных сфер науки: пока что без особо значимых результатов. Автоматизация производства - хорошее подспорье живым людям, но без них оно не будет удовлетворительно функционировать, и вообще не имеет смысла, если продукция не удовлетворяет потребности людей. В качестве одного из вариантов решения этой проблемы некоторые мои знакомые психологи предлагают превратить трудовой процесс в игру, поскольку именно игры, в т.ч. онлайновые, дают полную вовлечённость человека в (для играющего рационально и непосредственно бессмысленный) процесс.
Отсюда становится понятно, что экономическая наука, вместе со всей деятельностью экономистов, целиком и полностью относятся к сфере обслуживания, и экономисты имеют власть лишь в своём, достаточно узком секторе. Претензии на абсолютную власть над миром, мягко говоря, не обоснованы. Пытаясь оперировать человеческими душами, экономисты лезут не в свою сферу: этим занимается церковь, с пользой.
____
Материал подлежит обсуждению.
Экономика как аналог религии
Пост написан по мотивам книги Джин Кэллахан "Экономика для обычных людей".
читать дальше
____
Материал подлежит обсуждению.
читать дальше
____
Материал подлежит обсуждению.