Прежние, языческие представления собственно никуда не делись: внимательное прочтение первых испанских хроник и сопоставление с сегодняшней религиозной практикой показывают, что древние обряды и религиозные представления сохраняются и сегодня; если же исчезают, то только у людей, отходящих и от христианства, т.е. неверующих. А коль скоро они остались, они, естественно, оказывают влияние, порождая то, что называется "народным филиппинским католицизмом". В нем и заключается конфессиональная самобытность жителей островов, с которой церковь безуспешно боролась, пока иезуиты уже в наши дни не пригляделись к ней попристальнее.
Один из них, Хаиме Булатао, заведующий кафедрой психологии в университете Атенео, оформил результаты своих изысканий как концепцию "расщепленного христианства" (split level christianity). Суть её состоит в следующем. Христианское мировоззрение не вытеснило прежних анимистических верований, а лишь образовало надстройку - второй, верхний уровень религиозного сознания, тогда как нижний, языческий, остался нетронутым. Противоречия между двумя уровнями, столь отчетливо видимые со стороны, особенно религиозным ортодоксам, не осознаются обычно носителями такого двойного сознания; они и христианские и чисто языческие представления равно считают своими и не намерены поступаться ими. Пример подобного сосуществования - обряд освящения дома: филиппинский крестьянин и сейчас кропит построенную хижину кровью священной свиньи или козы, а потом уже приглашает священника, который кропит её святой водой. Никакого противоречия в своём поведении крестьянин не усматривает, полагая, что если он откажется от того или иного обряда, его ждет кара - либо от бога, либо от духов-анито.
читать дальше