Как правило в этом контексте, чтобы обвинить христианство в тесной связи с язычеством, упоминаются несколько вещей, а именно:
а) почитание святых (это нехристи называют многобожием, потому что не знают его природы, да и не хотят знать, в общем-то)
б) совпадение некоторых праздников по календарю
в) то, что святые, будто какие-то языческие боги, могут оказать покровительство в тех или иных ситуациях.
читать дальшеПо поводу почитания святых - всех отсылаю читать катехизис, а то ведь и матчасти не знают.
Относительно же календарных совпадений - это действительно совпадения, потому что праздников много, а дней в году - мало; кроме того, каждый день посвящён какому-то святому, и отменять эти праздники из-за того, что какие-то язычники в этот день праздновали что-то своё - никто не собирается. Так что строить на совпадениях такого рода науку - так ведь и до «астрологии» докатиться можно.
А вот покровительство святых - это куда более интересный вопрос.
Первое и радикальное, надо сказать, отличие покровительства святых от покровительства ложных языческих богов в том, что святые - реальные люди, а не сказки, выдуманные людьми.
Второе: о покровительстве святого просят в тех ситуациях, в подобных которым сам святой преуспел и прославился в своём служении при жизни; так например, св. Киприана просят о защите от зла. Понятие служения тесно связано с понятием Церкви как единого Тела Христова, так что о святом можно сказать, что в тех ситуациях, в которых он оказывает покровительство, он действует как рука Бога. Так что и здесь принципиальное отличие от языческих лжебогов очевидно.
Есть и популярное объяснение, почему молятся святым: «Представь себе такую ситуацию: когда нам что-то нужно от большого начальника, мы обращаемся к людям, которые его хорошо знают и которым он заведомо не откажет. Мы просим их походатайствовать за нас. Так же и святые. Они лучше знают Бога, и Бог их хорошо знает, поэтому на их просьбу Господь ответит наверняка намного быстрее, чем нам, таким грешным людям. Поэтому я и прошу святых быть посредниками и ходатаями за меня перед Богом».
Так что параллели между христианством и язычеством - в лучшем случае надуманные, а в худшем - намеренное враньё, расчитанное на наивных и невежественных персонажей.