Совершенство в знании - это не то, чтобы знать и помнить всё, и не допускать ошибок по слабости телесной; это извинительно. Совершенство в знании - это то, чтобы владеть знанием, чётко различая то, что твёрдо знаешь, от того, чего не знаешь; а не смешивать то и другое, потому что это дело недостойное, и плод его - ахинея. Совершенство в знании не достигается нечестными путями.
Совершенство в знании бывает скудным, а бывает богатым: скудность или богатство - относительны, и зависят от опыта, собственно количества знаний и общей грамотности, а также навыков мышления (например, навык классической логики или же навык к абстрактному мышлению, или же навык к тому, чтобы уметь делать правильные обобщения). Так, человек, знающий немногое, может владеть этим знанием в совершенстве; а можно владеть бездной знаний - и употреблять его на непотребства.
Совершенство в знании - оно не как вещь, которую купил и пользуешься ею, или же отложил на полку. Совершенство в знании - это образ деятельного мышления, не допускающего нечестности в себе самом. Итак, если помыслы скверны, и предмет их - суета и прочие непотребства, если человек помышляет себе пустые фантазии, не стремясь различать действительное от ложного (пренебрегает истиной), то такой человек совершенным в знании быть не может. Если же человек возводит истину в ранг высшего блага, и все его помыслы, желания, намерения - к ней, то у него есть возможность приобрести совершенство.
О совершенстве в знании
religious-studies
| среда, 04 мая 2011