Метафизические координаты мира
читать дальшеМетафизическое мышление предполагает мышление в безвременье. Такое мышление подчиняется законам логики, причинности; длительность объектов во времени в нём заменяется дискретностью логических операций.
Хотя само метафизическое мышление происходит во времени, оно свободно мыслит вне категории времени. Каждый новый переход от причины к следствию является его новым моментом. Поэтому, для описания метафизического мышления и мира в метафизических координатах, нужно иметь в виду его причинно-следственную, логическую структуру.
Согласно последним физическим данным, в мире выделяется три начала: пространство, время и причинность. Взаимосвязь пространства и времени логически определяется как взаимосвязь двух объектов, может быть изображена отрезком - это одно измерение мира. Взаимосвязи пространства и причинности, и времени и причинности - дают вторую координату, второе измерение мира. Изображаются эти взаимосвязи как отрезки от пространства к причинности и от времени к причинности, дают плоскую фигуру - треугольник. Первопричина не лежит в плоскости мира, она даёт третью метафизическую координату.
Метафизический мир - трёхмерен.
Введение других начал, таких как воля индивида, не означает добавление новых метафизических координат. Воля индивида принадлежит индивиду, и если индивид принадлежит миру, то его воля тоже принадлежит миру; а если индивид - первопричина, то его воля принадлежит первопричине.
Классическая триада Бог-человек-мир
читать дальшеО понятии мир
Всякий раз, когда мы изучаем мир, мы сталкиваемся с противоречиями. И чем дальше мы проникаем в сущность мира, чем лучше мы его познаём, с тем более фундаментальными противоречиями имеем дело. Непротиворечивая теория о мире возможна, только если пренебречь той частью мира, которая ей противоречит - но тогда теория не полна (вывод из теоремы Гёделя).
Так что же получается? Мир непознаваем? Но даже о том, что познать невозможно, мы можем знать, во-первых, что оно существует, во-вторых, что его познать невозможно, и в-третьих - почему его невозможно познать, а это значит, что мы можем кое-что знать о непознаваемом.
В мире есть место всему. В нём есть место как рациональному, так и иррациональному, как случайному, так и необходимому. И противоречия в мире тоже существуют - вполне объективно. Но раз они существуют и для того, чтобы они существовали, в мире необходимо есть и отдельные единичные упорядоченные структуры, которые-то и противоречат одна другой.
Всякое знание о мире является частью мира, как и частью истины о нём. А часть не больше целого. Мир всегда оказывается больше любой схемы и любой теории, которая его описывает. Поэтому есть вещи, которые мы не можем знать, а можем только понимать; есть вещи, которые мы знаем, но не понимаем - и наоборот. О непостижимом же мы можем понимать, во-первых, что оно существует, во-вторых, что оно непостижимо, и в-третьих - почему оно непостижимо. Таким образом мы можем кое-что понимать о непостижимом.
Это значит, что непознаваемое и непостижимое в чистом виде не существует. Абсолютно непостижимым может быть только то, чего нет. Непознаваемое можно познавать, и непостижимое можно понимать - отчасти.
Поэтому в познании мира должны участвовать все способности человеческой души, способность к знанию и способность к пониманию. Всякое доступное человеку знание и понимание может и должно быть выражено в человеческом слове, ради общего блага: это бывает затруднительно, но не бывает невозможно. Эта должность выражается формулой: всегда формулируй свои мысли, как можно точнее.
Мысль должна быть чётко и ясно сформулирована. Впрочем, если человек не ценит порядок в своей собственной голове и ясность своих собственных мыслей, если не боится ошибиться и потом расплачиваться за свои ошибки по полной программе, если его слово – это не более чем междометие, сотрясение воздуха... и так далее... то волен этого не делать. Для прочих мысль нужно уметь выражать.
Пока человек выражает мысль в слове, стремясь к точности и правильности изложения, он её анализирует и достигает её гораздо более глубокого понимания и продуктивного знания, человек может обратить внимание и на её контекст, и на её причины, и на её следствия. Мысль переплавляется и очищается как золото в горниле. Она одевается и оформляется, созревает, но при этом остаётся мыслью - она не может "лишиться первоначальной природы". Когда мысль сформулирована и выражена в слове, то она уже, как минимум, является пригодным материалом для коммуникативной функции речи.
Предельно углубившись в познание мира, мы обнаруживаем противоречие в его основе, что обнаружил и Кант, и многие другие. Противоречие - суть мира, его определение, следовательно сущность мира - хаос.
О понятии человек
Полноценное определение человеку ни у кого из людей не получается дать по той простой причине, что даёт его сам человек: чтобы дать определение самому себе, человеку необходимо отличить себя - от самого себя, а это не возможно. Более того, всякое знание о человеке, человеку доступное, является частью человека, который этим знанием обладает, а часть - не больше целого.
Человек не есть мир и ничто иное в мире, кроме него самого, не есть хаос, хотя и является частью мира. Человек также не есть Бог - хотя он и бывает причастен Богу. Можно сказать, что человек есть причастное - всему сущему, а потому, в этом отношении - всё сущее, и в этом же отношении - отличное от всего прочего сущего. Эта причастность - субстанциальный признак, прочие признаки являются акциденциями.
Человек триедин, состоит из души, тела и духа. Душа есть предначинательная причина в человеке, она является источником влечений человека и его интенций, является первой причиной всех его поступков, заключённой в нём самом. Без души человек был бы подобен какому-то роботу биологического происхождения, ничем не отличался бы от бактерий кроме сложности организации.
Что есть дух? Поскольку удовлетворительного определения не существует до сих пор, я имею полное право предложить своё. Как известно из Писания, Господь дал Моисею десять заповедей, в которых Он, будучи духом, выразил Себя, Свою волю. Далее, известно, что каждая заповедь – принцип поведения индивида. Следовательно, дух есть то, что выражается в принципах поведения индивида, их некоторое единство.
Так, если человек по своему характеру бунтарь, всегда протестует против чего-то, ему по большому счёту не важно против чего, то можно сказать, что мятежность – принцип его поведения. Следовательно, дух такого человека – мятежный.
Дух человека познаётся по действиям тела этого человека и через тело. Отношение духа человека и его души двоякое: с одной стороны влечения души к тому или иному предмету определяют способы достижения цели влечения (в смысле гипотетического императива Канта), принципы поведения, дух человека; с другой стороны дух человека направляет влечения, поддерживает душу человека в стабильном состоянии, чтобы она не металась. Отношение между душой и духом человека подобно отношению соответственно потока реки – и её русла.
Как именно соединяется душа человека и его тело – не известно, хотя и известно, что душа с необходимостью существует.
Душа, дух и тела человека составляют его микрокосм. Связь человек-мир осуществляется посредством тела и через тела, связь человек-Бог осуществляется посредством души и через душу.
О понятии Бог
Бог есть непознаваемое, потому что Он выше всякого познания. Тем не менее, некоторое познание о Боге возможно. Некоторое понятие о Боге, бледную тень подлинной Истины, можно составить посредством аналогий.
В Писании, во Второзаконии сказано: Бог есть огонь (Втор.4:24) Поэтому можно провести аналогию между Богом и огнём, чтобы объяснить на примере огня - природу Бога.
Огонь как таковой, сам по себе - сущность. У него есть три лица:
1) то, что он - химическая реакция
2) то, что он – свет
3) то, что он – тепло
Это три разных угла зрения на сущность огня, три его ипостаси, и с каждой из них можно описать сущность огня полностью - но по-своему.
По аналогии с Богом - в Нём есть три ипостаси:
1) ипостась Бога Отца соответствует ипостаси огня - химической реакции
2) ипостась Бога Сына – свету
3) ипостась Св. Духа – теплу
Каждая из этих ипостасей, каждое лицо Троицы выражает в себе полноту всей сущности Бога - но по-своему. И как огонь, химическая реакция рождает свет и производит тепло, так и о Боге можно и правильно сказать, что Бог Отец рождает Сына и изводит Духа Святаго.
Как огонь светит и греет, потому что такова его природа, и других причин ему для этого не надобно, так и Бог триедин, потому что такова Его природа, и других причин Ему для этого не надобно.
Понятие Бог относится понятию ипостась Бога как общее к частному. Понятие Бог есть общее понятие, а потому, как и всякое общее понятие, оно необходимо содержит в себе необходимость разделения на единичные, в которых и представлено – в ипостасях Отца, Сына и Св. Духа.
Связь Бог-человек и Бог-мир осуществляется посредством Сына и через Сына: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6)
Кроме того, мы знаем, например, что движение, будучи модусом бытия, относительно. Для движения необходимо существование как минимум двух объектов: тот, который движется, и тот, относительно которого движется. То же самое можно сказать и о всём бытии, что оно относительно. Так, отличительный признак Отца – Его отчество, отличительный признак Сына – Его сыновство; Отец не может быть Отцом если у Него нет Сына, и напротив – Сын не может быть Сыном, если у Него нет Отца. Потому-то Они не могли бы быть Один без Другого. И Бог, как чистая абсолютная монада без всяческих, не мог бы быть прежде всего прочего сущего, не мог бы быть Богом: ведь бытие относительно, а значит, чтобы быть, Он необходимо должен быть относительно Самого Себя – иметь бытие в ипостасях.
Бог есть дух. Он, как дух, дал Моисею десять заповедей. Десять заповедей, Декалог, являются принципами поведения индивида, и прежде всего – Самого Бога. Принцип поведения есть некоторый закон, который распространяется на всё поведение индивида без остатка; а всё бытие индивида заключается в его поведении. Даже если индивид не делает ничего, то это производит следствия, и является его поведением. Потому можно и правильно сказать, что дух есть то, что выражается в принципах поведения индивида.
Дух никто никогда не видел, он не сделан из вещества. Действительно, как можно вещественными глазами увидеть не вещественное – принцип поведения, в котором дух выражает своё бытие? Принцип поведения можно выделить только аналитически – умозрительно, и если принцип поведения нельзя увидеть глазами, то его источник и причину – тем более. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18)
Бог есть дух, «Отец светов». Это указывает на Его отличительный признак, который отличает Его от прочих духов: для Его существования нет никакой причины и нет в ней необходимости,- это значит, что Он существует без-условно. Для прочих духов требуется причина их существования – Бог, первый Дух, Отец светов: прочие духи существуют условно. Бог существует безусловно, всё прочее сущее – условно.
Бог есть путь. Слово «путь» означает здесь некоторое моральное единство, единство принципов поведения, в которых Бог как дух выражается. Это единство, путь – воля Божия, которую знаем из Священного Писания.
Бог есть истина. Истинным называется высказывание, соответствующее действительности; общее для истинных высказываний – то, что они истинны; истинны – значит необходимо причастны некоторой единой сущности, общему понятию, в истинных высказываниях представленному, как общее представлено в единичном – истине как сущности. Таким образом осуществляется связь между Богом как истиной – и всем прочим сущим, действительностью.
Также общее для всех истинных высказываний – то, что они высказывания, а значит необходимо причастны категории Слово. Таким образом категории истина и Слово – тождественны, означают одно и то же. Не истинные (ложные) высказывания словом не являются, потому что ничего не выражают, не содержат, де-факто, никакого смысла – они являются лишь простым сотрясением воздуха или набором знаков, никак не привязаны ни к одному означаемому. Ложные высказывания лишь претендуют на то, чтобы быть высказываниями – подобны им, и только в этом отношении могут называться высказываниями вообще.
Вездесущность Бога посредством аналогии хорошо объяснил Николай Кузанский. Так, можно представить прямую как дугу окружности с бесконечно большим радиусом. Где цент этой окружности? – везде, и в то же время нигде конкретно. Бог вне мира, и в то же время в своём бытии он присутствует в мире в каждой его вещи, в каждой точке пространства-времени.
О взаимоотношениях в классической триаде
читать дальшеСвязь человек-мир
Непосредственная связь между человеком и миром называется обыденностью. Нам некоторым образом понятно, что такое обыденность, однако если попытаемся сформулировать чётко и ясно, что же она такое, дать ей конкретное определение, то увидим, что это весьма затруднительно. На самом деле, кажущееся довольно ясным, понятие обыденности – одно из самых тёмных; и хотя многими авторами было проведено множество прекрасных исследований данного феномена, удалось им немногое. Впрочем, данное простое определение достаточно чётко выражает, в чём суть обыденности, и достаточно вникнуть в него, чтобы понять, что оно означает: "Обыденность есть особый экзистенциал, который относится как к бытию сущего в его отношении к экзистенции, так и к характеру поставленности и протекания самой экзистенции в её отношении к сущему" (Лустенко А.Ю. Проблема обыденности в философско-эстетическом контексте: Монография. - К.: Изд. ПАРАПАН, 2011. С.13)
Связь человек-Бог
Непосредственная связь человека и Бога называется религией. Во-первых, она не является обыденностью, никоим образом: будучи связью сущего со сверхсущим, религия не подобна связи одного сущего и другого сущего, не укладывается в обыденность как общее понятие. Религия есть общее понятие для каждой индивидуальной единичной непосредственной связи человека и Бога, в которой бытие Бога представлено человеку в той мере, в которой человек, будучи сущим, а значит меньше сверхсущего, способен его воспринять. Религия есть живое чувство Бога, связь души человека – и Бога. Понятие религии в этом смысле - в чистом виде - было указано и подробно объяснено св. Дионисием Ареопагитом в его трактате «О таинственном богословии». В краткой формулировке суть религии следующая: Бог не оставляет ищущих Его.
Религию следует отличать от культа – то есть всего того чисто внешнего, обрядового, ритуального, духовно-практического, также теоретического богословия, что религию обслуживает. Задача культа устанавливать религию, поддерживать и укреплять. Отношение между религией и культом такое же, как между смыслом слова и его формальным внешним выражением.
Культ причастен обыденности и миру, религия – нет. Очень важно чёткое разведение этих двух понятий для понимания сути религии. И хотя само наличие религии осуществляется в делах человека в соответствии с ней, то есть в культе – это разные вещи.
Связь Бог-мир
Связь между Богом и миром есть прежде всего связь между Творцом и Его творением, то есть творчество. Эта связь осуществляется через ипостась Сына (Бога Слова) и выражается следующей логической схемой, вокруг которой развивалась практически вся философия эпохи Средневековья (по С.С. Неретиной):
1) всякое истинное утверждение соответствует действительности (миру);
2) общее для всех истинных высказываний – то, что они истинны, и то, что они высказывания (слово);
3) таким образом все истинные высказывания причастны истине как таковой (категория истины) и слову как таковому (категория слова), причём обе эти категории тождественны и означают одно и то же – Бога Сына.
Строго говоря, мы не знаем, как именно эта связь осуществляется: любая философская или богословская система, описывающая в деталях сотворение мира Богом, претендующая на полноту, – берёт на себя слишком много и в итоге не выдерживает критики. Это связано с непознаваемостью Бога; мы можем знать лишь кое-что о процессе творения, нам доступно только частичное знание и понимание.
Мы знаем, что в мире ничто не возникает из ничего, не исчезает бесследно, переходит из одной формы в другую. Поэтому мир не может содержать в самом себе причину своего собственного существования, она необходимо вне мира. Мир был сотворён Богом из ничего, был возможностью для Бога и стал воплощённой действительностью, как именно – нам в точности не известно. Также некоторым из нас известно, что мир, со всеми его противоречиями и неопределённостями, его хаотичностью, должен был бы самоуничтожиться, схлопнуться в ничто, ведь сумма всех энергий – ноль; и тем не менее мир сохраняет существование, так как оно поддерживается Богом Вседержителем – в Слове истины.
Прерывания связей
читать дальшеПрерывание связи человек-мир называется смертью. «Но уже пора идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам чтобы жить, а что из этого лучше, никому не ведомо, кроме Бога» (Сократ).
Прерывание связи человек-Бог называется духовной смертью.
Прерывание связи Бог-мир означает превращение мира в его собственную не осуществлённую возможность.
Влечения души
читать дальшеДуша есть источник влечений человека, его предначинательная причина, подобно Богу Отцу. Дух есть то, что выражается в принципах поведения человека, их некоторое единство, совершительная причина человека, подобно Богу Св. Духу. Тело есть зиждительная причина человека, подобно Богу Сыну. Св. Василий Великий указывал на подобия такого рода.
Если влечения человека сосредоточены в мире, душа человека поглощается обыденностью, то это состояние души называется адом. Действительно, вещей в мире много, и влечений ко многим вещам - тоже много, и они тянут человека в разные стороны, разрывают душу человека на части, причиняют муку. Выбирая удовлетворить одно из своих влечений, человек не удовлетворяет все прочие, и в итоге он всегда не доволен. И это недовольство выражается в мятежности поведения человека, беспокойности его духа.
Если же непосредственная связь с миром обрывается - человек умирает, то он уже не может удовлетворить ни одного своего желания в мире, он остаётся наедине со своими страстями, которые рвут его душу на части.
Напротив, если влечения человека сосредоточены в Боге, душа человека поглощается религией, то это состояние души называется раем. Действительно, Бог один, и влечения, сосредоточенные в Боге, Им гармонично направлены и организованы, Его волей, которую мы узнаём из Писания, и потому душа человека пребывает в мире, и дух его становится мирен.
Влечения к Богу условно можно разделить на два рода: на те, которые направлены непосредственно на Бога, познание Его природы - Богопознание; и на те, которые направлены непосредственно на исполнение Его воли в мире - любовь. Разделение условное, потому что одно не бывает без другого: познавая Бога - исполняем Его волю, и исполняя Его волю - по ней познаём Бога; не зная Бога - не можем исполнить Его волю, и не исполняя волю Божию - не можем познавать Бога.
Любовь - это то, чтобы исполнять волю Божию, которую узнаём из Писания.
Если непосредственная связь с миром обрывается - человек умирает, то он, тем не менее, может осуществлять свою волю к тому, чтобы исполнять волю Божию, свою любовь в мире - посредством Бога. Пример тому - молитвенная поддержка святых, которые покоятся с миром.
Метафизическое пространство христианского религиозного сознания
Метафизические координаты мира
читать дальше
Классическая триада Бог-человек-мир
читать дальше
О взаимоотношениях в классической триаде
читать дальше
Прерывания связей
читать дальше
Влечения души
читать дальше
читать дальше
Классическая триада Бог-человек-мир
читать дальше
О взаимоотношениях в классической триаде
читать дальше
Прерывания связей
читать дальше
Влечения души
читать дальше