Трансгуманисты любят говорить о своем атеизме, рационализме, приверженности строгой науке. На самом деле трансгуманизм - квазирелигиозное учение, где больше фантазии, чем осмысленных тезисов и достоверных фактов. Однако эта эрзац-религия выросла не на пустом месте, присмотревшись, мы узнаем измененное и извращенное христианство. Это уже не какая-то "ересь", но нечто совершенно новый побег на засыхающем дереве христианства. Эдакое христианство для секулярного мира. Во что верит тот, кто ни во что не верит, но хочет верить? В себя, в "общество", в человечество. Как бог был антропоморфен, так с 19 века началась эра обожения человека. Причем человека не наличного, а желаемого. Советская идеология 20-х годов была похожим культом нового человека. Нечто подобное наблюдается и в нацистской Германии. Но действительно ли 19-20 века - это начало? Начало положил сам Иисус, которого христианство считает и своим основателем, и богом. Богом себя Иисус не называл и не признавал, но признавал сыном божиим, как и апостолов. Позднее произошла подмена "сына бога" на бога. Изначальный же смысл состоял именно в сыновстве, обожении человека как такового. Трансгуманизм появился в эпоху, когда нет нужды апеллировать к религии и её образам. В качестве замены религии выступает наука. В центр учения встает человек, причем не природный, а "идеальный", воображаемый. Проще говоря, сверхчеловек, человеко-бог.
читать дальше
Иммортализм (учение о бессмертии) является только частью трансгуманизма. Эта часть так же, как и остальные, основана на христианских представлениях о человеке. Человек отождествляется с сознанием (душой), тело, телесные удовольствия, чувства вообще объявлены "тленным" началом. Душа развивается, она вечна, она оживотворяет человека. Тело тленно, подвержено болезням и смерти, смущает ум желаниями и страстями. Бессмертное якобы рабствует смертному и должно быть освобождено. Если можно будет "записывать" сознание и "загружать" его в компьютер или специальный носитель, то "человек" станет бессмертным. В кавычках - потому что это вовсе не человек, и даже не его сознание. Как я уже писал, сознание уникально и единично, оно не подлежит переносу, копированию и воспроизведению. Сближение сознания и "искусственного интеллекта" представляет собой явное недоразумение. То, что внешне похоже в силу созданности человеком, не имеет подлинного подобия. Однако сейчас хочу отметить прежде всего сугубо христисанский подход к человеку, только с заменой души на сознание, духа на информацию. Подбор бессмертного (или легкозаменяемого) тела напоминает о совершенстве тел воскресших по христианскому учению. Новая в трансгуманизме только форма.
Вообще, боязнь различных проявлений биологического - характерная черта религиозности. В своём отрицании "тленности" адепты религии, и трансгуманизма как квази-религии, готовы отказаться от самой жизни. Этот момент давно обыграл в своих замечательных рассказах (в том числе в рассказах о Йоне Тихом) станислав Лем. Безумный изобретатель создал камень-хранитель бессмертной души своей жены. Самое ужасное в том, что ему для этого пришлось её убить, но он рассматривает убийство и вечное заточение как великое благодеяние. Лем показывает апофеоз стремления к сохранению "души" средствами науки. К счастью, это невозможно в принципе. Что не делает попытки и саму идеологию менее опасными. Забота о "душе" с игнорированием тела и подавлением желаний всегда вредна. Путь трансгуманизма тупиковый не потому, что бессмертие сознание недостижимо, а новые "сверхлюди" (роботы-имитаторы) опасны. Это продолжение христианства новыми средствами. Можно вспомнить безумные религиозно-философские идеи Николая Фёдорова - "воскрешение отцов" средствами науки. Как и у Фёдорова, в трансгуманизме науке отводится роль простого исполнителя, поставщика знания для инженеров.
Понимать и узнавать человека трансгуманисты не намерены. Не потому ли они так стремятся преодолеть человека, что не разбираются в том, что он такое? Типичная метафизика, чуждая науке. Мимикрия под науку призвана скрыть религиозное содержание, но маскировка получается плохо - слишком различны наука (как вид познания) и религия. Большинству людей основные тезисы трансгуманизма глубоко чужды. Трансгуманизм - отказ от гуманизма, от человека, а не разновидность гуманизма. Преодоление человека вступает в новую фазу практической реализации. Идеи киборгизации человека могут найти поддержку у Системы, которой биологический человек со своими инстинктами подходит плохо. Наряжаясь иисусами, обещающими бессмертие и вечное блаженство, трансгуманисты завлекают как дьяволы из христианских легенд. Для разумного и трезвомыслящего человека подобная уродливая религия ещё более неприемлема, чем старое христианство.