В основе религиозной нетерпимости лежит жестокость к людям. Именно она позволяет противопоставлять то, что, казалось бы, невозможно противопоставить - любовь к людям и любовь к Богу. Нехватка любви к людям запросто превращает любовь к Богу, к истине, - в любовь к тьме, к князю тьмы, которого лишь по неразумию жестокие люди называют Богом. Ведь Бога-то они не знают, потому и зовут Богом того, кто в их глазах олицетворяет сверхчеловеческую мощь и сверхъестественную силу.
Именно религиозная нетерпимость и вынудила синедрион приговорить Христа к смерти за богохульство, жестокость к людям идёт рука об руку с верой в незыблемость иерархии между людьми, идею которой напрочь отринул Христос:""Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом". Вера в необходимость власти человека над человеком, в незыблемость отношений господства-подчинения между людьми, основана именно на жестокости к людям. Любовь к людям и идея власти над ними несовместимы.
Христос перед синедрионом декларировал свободу слова и полную терпимость к чужим мнениям - о чём угодно: "Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?". Он не вынуждал синедрион приговорить его к смерти. Они сделали это по своей воле, не желая больше терпеть вероотступника, богохульника и еретика. Именно таким способом Христос провёл чёткую грань между собой и иудейской религией, показав, что истина, которую ему поручил явить людям его Отец, самодостаточна и не нуждается в опоре на религию его соотечественников, чья нетерпимость и стала причиной того, что они приговорили Христа к смерти. Один этот факт наглядно демонстрирует отношение Христа к религиозной нетерпимости, избыток которой мы наблюдаем в истории христианства как религии. Факт этой нетерпимости подтверждает то, о чём мы и так знаем, - что Христос никакой религии не основывал, это сделали другие, в частности, Павел.
Он просто явил нам истину о Вечной Жизни и о пути к ней, ведь Бог его для этого и создал.
Знает Бога и любит Его только тот, кто знает любовь к людям, потому что источник той и другой любви один.
Бердяев писал: "Инквизиторы бывали совершенно убеждены, что совершаемые ими жестокости, пытки, сжигания на кострах и прочее есть проявление человеколюбия. Они боролись против гибели за спасение, охраняли души от соблазна ересей, грозивших гибелью. Лучше причинить краткие страдания в земной жизни, чем гибель для многих в вечности". Торквемада "все делал исключительно во славу Божью, в нем была даже мягкость, он ни к кому не испытывал злобы и вражды, он был в своем роде "хороший" человек. Я убежден, что таким же "хорошим" человеком, убежденным верующим, бескорыстным, был и Дзержинский".
Такое извращение любви к людям - как раз следствие нехватки этой любви, следствие веры в идею власти и иерархии, которая просто разрушительна для любви. Если есть вера во власть и иерархию, то есть, в возможность и в необходимость спасать других для Вечной Жизни, значит, любви к людям просто нет. Потому я и говорю, что любовь к людям и идея власти над ними - для их, якобы, спасения - несовместимы. Только сама личность может заслужить право на Вечную Жизнь, никто - ни Бог, ни Христос, не говоря уж о каком-нибудь инквизиторе, - спасти её не могут. Да, есть очень немногие, кто, не заслужив право на Вечную Жизнь, получит её, - из милосердия, то есть, из жалости к ним. Это милосердие Бога основано не на пустом месте, а на той жалости, которую они проявляли к другим, - пусть им и не удалось воплотить эту жалость в реальные дела любви к людям.
Бердяев справедливо обращает внимание на всегдашний эгоцентризм того, кто на деле является врагом Бога. Но, всё-таки, именно неукротимое стремление навязывать другим свои взгляды - самый характерный признак тёмной, умершей личности, - из тех, которых Христос называл "плевелами". Тот, кто любит других, никогда ничего не будет им навязывать, - даже истину, необходимую, по его мнению, для их спасения. Ненавязчивость - самая характерная особенность Бога. Эту ненавязчивость Отца и явил нам Христос.
Путь к Вечной Жизни, явленный Христом, - это путь свободного творения добра и свободного же - без всякого принуждения - выбора страданий, которыми мы платим за это добро. Только тот, для кого не его собственное бессмертие, но Вечная Жизнь Бога, жизнь Другого, жизнь других - высшая ценность, достоин войти в эту Вечную Жизнь и стать её частью.