Классическая логика, есть, по существу, изобретение Аристотеля и его учеников. Что они сделали? По сути дела, они собрали все имеющиеся в обиходе естественные умозаключения и классифицировали их по признаку общей формы. Что значит - форма умозаключения? Вот например:
1) Вася человек. Все люди смертны. Следовательно, Вася смертен.
2) Папа Карло - сказочный персонаж. Все сказки придуманы. Следовательно, папу Карло придумали.
У этих двух высказываний одна и та же форма: А принадлежит В, В принадлежит С, следовательно А принадлежит С.
Эти формы высказываний были подвергнуты анализу, и из них выведены законы логики, такие как закон тождества (морковка это морковка), закон противоречия (морковка - это рыба, морковка - это морковка, одно из этих высказываний ложно) и закон исключённого третьего (морковка либо морковка, либо не морковка, третьего не дано).
читать дальшеНе вошли в классическую логику только часто встречающиеся высказывания типа "Солнце плоское потому, что мне так хочется". На это есть две причины:
1) Такого рода высказывания бывают истинны лишь случайным образом, подобно тому, как и обезьяна на печатной машинке может случайным образом набрать слово: объективная реальность не зависит от наших желаний, независимо от того, нравится нам это или нет. Предмет же логики - законы правильного мышления, всегда ведущие в верному выводу.
2) Такого рода умозаключения были отвергнуты и по идеологическим причинам - в связи с концепцией ума-перводвигателя. Ум, по Аристотелю, есть нечто более истинное, чем любое истинное знание, потому что ум это знание порождает, а значит не может быть менее истинным. Этот ум - безмятежно и бесстрастно созерцающий действительность такой, какая она есть. Несовместимость бесстрастного созерцания и высказываний типа "Солнце плоское потому, что мне так хочется" - очевидна, и привела к тому, что такого типа высказывания считаются не логичными.
Именно за это классическую логику и ругают - она не угождает человеческим желаниям. С тем же успехом можно и луну ругать, что она не кусок сыра. И критика логики сводится в общем-то к следующему: "Логика такая-растакая нехорошая, потому что мне так хочется!". Так вот, желания таких критиканов действительности безразличны - по всем другим законам, кроме "мне так хочется", эта критика не выдерживает критики.