Лнгам (санскр. लिङ्गं liṅgaṃ— знак, метка, признак) — в индуизме основной не антропоморфный символ Шивы. Является основной и самой важной формой и (или) ипостасью Шивы. Другие варианты названия — Лнга, Линга-мурти, Линга-йони, Линга-йони-мурти, Линга-питха. В большинстве случаев представляет собою вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной. Чаще всего имеет в основании круг (редко — квадрат), символизирующий йони. Образ Линга-йони-мурти символизирует собою «неделимое единство мужского (Шива, пассивного) и женского (Деви, активного) начал, от соединения которых исходит жизнь». Некоторые направления шиваизма — в основном, лингаяты — в своей практике используют лингам без йони.
Что такое лингам?
читать дальшеНаучный взгляд
Довольно широко распространено мнение, что Лингам представляет лишь эрегированный фаллос и, соответственно, шиваизм, как основную религию, в которой этот символ почитается, часто относят к исключительно фаллическим культам. Такое мнение является верным лишь отчасти. Хотя в настоящий момент невозможно проследить истоки культа почитания Лингама, можно сказать, что они восходят к самым истокам большинства религий, в которых почиталась мужская оплодотворяющая сила. И индуизм в данном случае не исключение — в нём активно почитаются с самых ранних времён как мужское, оплодотворяющее, начало, так и женское, порождающее. Поэтому вполне возможно, что культ почитания Лингама может восходить к хараппской цивилизации, чьи отдельные ритуально-культурные элементы были ассимилированы ведическими ариями. С другой стороны, в Атхарва-веде есть гимны восхваления жертвенных столбов — стамбха, к которым привязывались жертвенные животные и которые являлись одним из атрибутов яджны. Некоторые учёные (например, Элизабет Хардинг или Н. К. Сингх) указывают на прямые связи жертвенного столба-стамбхи и Лингама.
Споры о фалличности Лингама фактически начались после того, как британским протестантским миссионером Уильямом Вардом (en: William Ward (missionary), в его книге «A View of the History, Literature, and Mythology of the Hindoos», вышедшей в 1815 году в Лондоне, был подвергнут жёсткой критике ритуал почитания Лингама — Вард назвал ритуал «…последней стадией деградации, до которой может опустится природа человеческая…» и заявил, что «…его символика слишком груба даже тогда, когда её пытаются облагородить для взгляда общественности». И хотя буквально через 10 лет, в 1825 году, Горас Вилсон в своей книге опроверг эту точку зрения, книга Варда ещё на более чем 100 лет стала опорой во взглядах на Индию и индуизм.
Традиционный взгляд
В Пуранах («Линга-пурана», «Шива-пурана» и др.), Тантрах, Агамах Лингам является проявленным образом Вечного Непроявленного Пара-Шивы, — Безличностного Брахмана — пребывающим вне времени, пространства, качеств, формы и т. д. Согласно шиваитским Пуранам, именно Лингам является причиной существования материальной Вселенной. Наиболее интересным представляется миф из первой части «Линга-пураны».
Согласно ему, в самом начале творения Брахма и Вишну заспорили, кто из них главный. Этот спор продолжался довольно долго и закончился тем, что перед спорщиками появился бесконечный огненный столб. Не поняв, что это перед ними, они атаковали столб своим оружием. Когда Брахма и Вишну поняли, что не могут нанести никакого вреда этому столбу, они решили найти начало и конец этого столба, и Брахма отправился искать верхний его конец, на поиски вершины, а Вишну (в образе Варахи) — нижний. Не найдя начала и конца, они снова встретились и в этот момент из столба-Лингама к ним вышел Шива, который и объяснил Брахме и Вишну их реальное положение в этой Вселенной. А за то, что они атаковали столб, Шива обязал Брахму и Вишну в течение длительного времени совершать почитание Линга-мурти.[6]
В одной из редакций Деви-бхагавата-пураны есть легенда, связывающая начало почитания Линги и жертвоприношение Дакши. Согласно ей, после того как Шива в образе Вирабхадры оторвал голову Дакше и разрушил жертвоприношение, боги в ужасе начали молить Шиву об умиротворении. Однако их мольбы не помогали, и они обратились с молитвами к Деви. Богиня услышала их мольбы и посоветовала им почитать жертвенный столб — юпа-стамбха (yupa-stambha) — как самого Шиву и обещала, что в результате такого почитания Шива смилостивится и успокоится. Боги прислушались к совету Деви и через некоторое время Шива смилостивился и успокоился.
Символика Линги
Являясь на первый взгляд простым символом, состоящим из двух частей — Линги и Йони, Линга-мурти оказывается в действительности суммой очень сложных философских и метафизических представлений. Согласно текстам шиваитских упанишад, пуран (как маха-пуран, так и упа-пуран) и тантр Линга-мурти, с одной стороны, символизирует слияние мужского и женского начал; с другой — тройственную структуру этого мира, Трилоку; с третьей — это Тримурти (основание — Брахма, питха — Вишну, линга — Шива). В своей книге «Господь Шива и Его почитание» Свами Шивананда описывая Шиву, фактически всего двумя предложениями описал основную символику Линга-йони-мурти:
Господь Шива есть чистое, неизменное, лишенное атрибутов, всепроникающее трансцендентное сознание. Он — недействующий (нишкрия) Пуруша. Пракрити танцует на Его груди и осуществляет процессы творения, сохранения и разрушения.
Именно на этой аксиоме и строится в тантрических шиваизме и шактизме следующее восприятие Линга-йони-мурти:
Лингам: Шива, Парабрахман, Пуруша, непроявленное, мужчина, статическое;
Йони: Деви, Махашакти, Пракрити, проявленное, женщина, динамическое.
Не следует путать символ Линга-йони с китайским символом Инь-Ян, это два различных метафизических символа, рождённых в отличных друг от друга религиозных и философских традициях.
Вирашиваизм или Лингаята
Лнгам (санскр. लिङ्गं liṅgaṃ— знак, метка, признак) — в индуизме основной не антропоморфный символ Шивы. Является основной и самой важной формой и (или) ипостасью Шивы. Другие варианты названия — Лнга, Линга-мурти, Линга-йони, Линга-йони-мурти, Линга-питха. В большинстве случаев представляет собою вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной. Чаще всего имеет в основании круг (редко — квадрат), символизирующий йони. Образ Линга-йони-мурти символизирует собою «неделимое единство мужского (Шива, пассивного) и женского (Деви, активного) начал, от соединения которых исходит жизнь». Некоторые направления шиваизма — в основном, лингаяты — в своей практике используют лингам без йони.
Что такое лингам?
читать дальше
Что такое лингам?
читать дальше