Смысл его состоит в том, что если два мужчины испытывают друг к другу чувство братской любви, ощущают духовное единение и намерены в дальнейшем жить в братском сожительстве, не принимая, однако, монашеский постриг и не уходя из мира, то над ними совершается чин церковного братотворения.
Вот как его
описывает о. Павел Флоренский в своем монументальном труде "Столп и утверждение Истины":
1) Постановление братующихся в храме перед аналоем, на котором лежат крест и Евангелие, при этом старший из братующихся стоит справа, младший же - слева.
читать дальше2) Молитвы и ектении, испрашивающие побратимам соединения в любви...
3) Связывание братующихся одним поясом, положение их рук на Евангелие и вручение им по зажженой свече.
4) Чтение Апостола и Евангелия.
5) Еще молитвы и ектении.
6) Чтение "Отче наш"
7) Причащение св. Дарами - общая чаша
8) Обвождение братующихся, держащихся за руки, вокруг аналоя, при пении тропаря: "Господи, призри с небеси и виждь...."
9) Обмен поцелуями.
10) Пение: "Се что добро или что красно, во еже жити братии вкупе"
(П. Флоренский. "Столп и утверждение Истины", Москва 1914, стр 458-459)
"Православная энциклопедия" добавляет к картине следующие штрихи (т.6, статья "Братотворение") - по завершении чинопоследования братующиеся держась за руки идут на специально приготовленную торжественную трапезу, а читаемые при братовании молитвы содержат прошения о совершенной любви, неразлучном житии, целомудрии и соединении в духовное братство.
О. Павел Флоренский, описывая значение подобных обрядов, ссылается на Екклесиаста: "Екклесиаст 4:9-12 " Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется"
"Православная энциклопедия" в своей статье об обряде братования отмечает, что его описание стало постепенно исчезать из богослужебных книг в XVII-XVIII веках, возможно, в связи с распространением при его совершении языческого обряда кровесмешения братующихся. Однако, в ряде православных областей Балканкого полуострова обряд продолжает сохраняться.
Поскольку очевидно, что никаких специальных решений по возрождению практики братования любящих друг друга братской любовью пар мужчин или женщин не требуется - каноничность обряда не ставится под сомнение ни о. Павлом, ни автором "Православной энциклопедии" - остается предположить, что наблюдаемый нами сегодня всплеск интереса к традиционным формам религиозности приведет к широкому распространению этого волнующего таинства в повседневной жизни Православного Русского народа. Уверен, что это привлечет в ряды Православия многие тысячи новых адептов, ныне по разным причинам не находящих себе места в лоне Церкви, особенно из числа представителей творческих профессий.www.snob.ru/profile/10815/blog/64001