Олимпиада по "Основам православной культуры"Для "Новостей Петербурга"
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ХАЛТУРЫ
Благословленная покойным патриархом Алексием Всероссийская олимпиада по основам православной культуры превращается в посмешище.Открывая страничку юмора в какой-нибудь газете, многие первым делом ищут отрывки из школьных сочинений. Там такое встречается, что никакому Жванецкому или Задорнову не придумать!
«Когда туман pассеялся, князь увидел татаpо-монгольское иго», – описывает одно дитятко начало Куликовской битвы. «В отсутствие Онегина Татьяна часто ходила в его кабинет, где постепенно из девушки превращалась в женщину», – рассказывает о тонкостях взаимоотношений пушкинских героев другое. «Маша имела сношения с Дубровским через дупло», – развивает тему третье.
Но это обычные мальчики и девочки, мечтающие рвануть с урока на дискотеку. В рефератах на Олимпиадах, куда попадают работы школьников, всерьез интересующихся предметом, такие ляпы редкость. Точнее, были таковой – до завершения регионального этапа Всероссийской олимпиады по недавно введенным «Основам православной культуры».
читать дальше
Мероприятие, благословленное еще покойным патриархом Алексием и проходящее под лозунгом «Русь Святая, храни веру Православную!», должно было продемонстрировать маловерам, сколь успешно светские и духовные власти внедряют новый предмет, а благодарные чада просветляются и преисполняются благодати.
Просветленные чада зажгли не по-детски. Почему-то особенно «повезло» в их скорбных трудах святому Сергию Радонежскому. В одной из работ он получил высокое звание «Монарх московской церкви». В другой сообщается, что по молитвам Сергия «дети учились хорошо в школе, а студенты успешно сдавали экзамены в вузы». «Быть грамотным было для него не важно. Он стал монахом», – бодро настрочил ребенок, явно меряя святого Сергия по себе.
Еще хуже пришлось несгибаемому блюстителю старинных православных обрядов протопопу Аввакуму. В творениях юных олимпийцев он фигурирует как Протопок Овакум, Протанов Авакур и Протокот Авокун.
Из русских царей особой любовью участников пользуется Иван Грозный. В олимпиадных работах можно ознакомиться с притчей о его блудном сыне и узнать, что «Кончину Ивана Грозного можно назвать христианской – его же не убили, он умер своей смертью!». Не меньше, чем грозному государю, повезло и его заклятому врагу князю Курбскому. Высокородного предателя последовательно обозвали Курдским, Кубанским, Кубинским и даже Крупским.
«Храм св. Софии есть в Константинополе, Татарстане и Википедии», – бодро излагает нам один юный знаток православия. «Имя «Казанская» Богородица получила потому, что Она жила в Казани», – смело правит Новый Завет его конкурент. «Опера «Жизнь за царя» создана в 1836 году. Автор этого произведения – Иван Сусанин», – гордится своей эрудицией еще один полуфиналист…
Повторяю: речь идет не об обычных сочинениях, а о работах, прошедших школьные и муниципальные Олимпиады по всей России, включая и наш край! Наличие в них таких шедевров доказывает либо отвратительное качество преподавания, либо глубочайшее равнодушие детей и учителей, а, скорее всего, и то, и другое.
Удивляться тут нечему. Внедрение искусственного и по большому счету бессмысленного предмета при отсутствии нормальных учебных пособий и квалифицированных преподавателей только к такому результату и приводит. И это еще самый безобидный вариант. Если «Основы православной культуры» будут внедрять и далее (а в некоторых областях они уже не факультативный, как предполагалось ранее, а обязательный предмет), их начнут просто ненавидеть, как уроки Закона Божьего перед 1917 годом и комсомольские собрания в последние годы советской власти.
Между тем позорища на Олимпиаде и многочисленных скандалов, связанных с внедрением «Основ» в школы, можно было бы избежать. Ведь куда проще и не навязчивей знакомить школьников с ролью православия в культуре России, дополнив программы по истории, литературе и краеведению, что, собственно, и так делается.
Давно найдены способы и более глубокого приобщения детей к вере. Существуют частные школы и внешкольные учебные заведения, где Закон Божий дают в комплексе с предметами, которые на самом деле привлекают ребят. От народных промыслов до подготовки к службе в десантных войсках или спецназе. До сих пор не могу забыть батюшку одного из монастырей Рязанской области, который попросил посетителей обители пожертвовать ей несколько аквалангов. Потому что у мальчиков с рукопашным боем, парашютными прыжками и огневой подготовкой все в порядке, а с подводными диверсиями проблемы – аппаратура вышла из строя!
Ну, а высший пилотаж – создание элитных православных учебных заведений, куда, несмотря на свирепые экзамены и строжайший постно-молитвенный режим, народ будет валом валить. Задача архисложная, но и результат может получиться впечатляющий. Зарубежный опыт есть: от британских частных школ до католических орденов типа Opus Dei.
Создание подобных учебных заведений особо важно для России. Отсутствие механизма воспроизводства элиты, у которой высокие деловые качества сочетались бы с жестким этическим кодексом, немало способствовало катастрофам 1917 и 1991 годов. Но строить такие питомники долго, скучно и главное – не предполагает скорейшего отчета перед начальством и ударного освоения выделенных средств.
Гораздо проще равняться на комсомольских вожаков брежневской эпохи, вовремя отчитываться о внедрении в очередные 999 школ «Основ православной культуры» или создании в 666 районах отделений очередных «Наших». Начальство подпишет бумажку, передаст ее самому высокому начальству, выдаст премиальные – и можно с мужиками на рыбалку ехать. А через пару десятилетий оглядеться вокруг и возопить в небо: «Опять масоны проклятые Россию сгубили!».