Довольно долгое время было принято считать, что Еврейская Библия (Танах), ничего не говорит о загробном мире и бессмертии души. Более того, некоторые пассажи в Писании как будто намекают на то, что жизни после смерти вообще нет. Плодом невнимательного взгляда на освещение этого вопроса в Танахе, являются всевозможные злоупотребления, вроде гениальнейших выводов, сделанных относительно догматики раннего иудаизма, светочем российской, да что там! - мировой библеистики, Русланом Хазарзаром.
Так или иначе, Танах содержит довольно ясные указания относительно бессмертия души и загробной участи человека, хотя таких указаний и немного. Предлагаю вниманию коллег свой небольшой доклад на эту тему, составленный на основе исследований Шифмана и Тантлевского (в авторитетности этих ученых сомневаться не приходится), и прочитанный мной в Санкт-Петербурге в 2007 году на конференции "Бог. Мир. Человек".
читать дальшеПредставления о загробном мире и бессмертии души в Еврейской Библии
Танах является величайшей книгой человечества. В нем собрано огромное количество информации – исторической, мистической, юридической, нравоучительной. Танах регламентирует практически все сферы жизни человека. Однако есть одна область человеческой жизни, и область немаловажная, или даже принципиально важная, которой Еврейская Библия касается осторожно и весьма сдержанно. Речь идет о бессмертии души и загробном мире. И действительно, уже в первой книге Торы Бог говорит согрешившему Адаму: «…ибо прах ты и во прах возвратишься.» (Быт. 3:19) Некоторые псалмы и книги мудрости (например, Еккл. 3:18 – 22) говорят о посмертном бытии человека так, будто с приходом физической смерти человек полностью прекращает свое существование. (Относительно литературы мудрости – жанр, известный на всем древнем Ближнем Востоке и базировавшийся на традиции светской мудрости. В Танахе к этому жанру относятся некоторые псалмы, Книги Притч, Иова и Экклезиаста. По замечанию И. Ш. Шифмана, литература мудрости уделяет сравнительно мало внимания теологическим вопросам, чем может так же отчасти объясняться “материалистический” подход к вопросу о смерти, с другой стороны, этот подход возможно толковать как упрощение или же как проявление эмоциональности, что кажется уместным в контексте.) Поверхностный взгляд на суждения Танаха о посмертной участи человека порождал даже всевозможные злоупотребления, хотя устная традиция, подавляющее большинство ранних иудейских сект (фарисеи, ессеи и проч.), и великие иудейские мудрецы, как, например, Моше бен Маймон («Маамар тхият ха-метим» – «Рассуждение о воскресении из мертвых»), говорили не только о Воскресении из мертвых, но и о принципиальном бессмертии души. Но все же необходимо разобраться, что говорит Священное Писание о загробном мире и бессмертии.
Прежде всего, стоит сказать о том, как идеи души и духа представлены в Танахе. Для обозначения духовной составляющей человека в Еврейской Библии употребляются два слова: «руах» и «нефеш». Строго говоря, руах – это дух, а нефеш – душа. Руах неуничтожим и представляет собою самого человека, его па-мять, индивидуальные особенности, рассудок и разум, на что недвусмысленно указывают слова из Книги Иова 19:25 – 27: «Но я знаю, мой Избавитель жив, и в конце над прахом Он встанет; и после того, как моя кожа уничтожится, однако вне моей плоти я увижу Бога, я сам увижу Его, мои собственные глаза увидят, не другой [человек]…». (В Синодальном переводе обнаруживается грубейшая ошибка: в Иов. 19:26 вместо «…однако вне моей плоти я увижу Бога…», читаем: «…и я во плоти моей узрю Бога…».) Нефеш (согласно Библии и мистической традиции) – это что-то вроде жизненной силы, имеющейся, в том числе, и у животных, и имеющей физического представителя – кровь. Но о нефеш нельзя сказать, что он неуничтожим или несет в себе какую-либо индивидуальность, более того, в поздней мистической традиции принято полностью обезличивать нефеш. Отличие руах от нефеш принципиально, однако они зачастую употребляются как взаимозаменяемые синонимы (например, в Техилим (Псалтирь) и в кумранских Благодарственных гимнах). Кстати, такое смешение понятий наличествует и во многих языках – древних и современных. Именно с этим может быть связано представление о смертности души: когда речь идет о нефеш, он наделяется значением руах.
Косвенные намеки на бессмертие души мы встречаем уже в самых ранних Священных Книгах – Торе. Так, в Лев. 19:31 сказано: «Не обращайтесь к духам предков (“вызывающим мертвых” в Синодальном переводе) и знающим духам (“волшебникам” в Синодальном переводе); не ищите, чтобы впасть в нечистоту через [общение] с ними. Я – Господь, Бог ваш». Аналогично в Лев. 20:6; 20:27; Втор. 18:11 и проч. Справедливым будет предположение, что раз в Торе существуют столь категоричные запреты на общение человека с духами умерших и даже на общение с теми, кто способен их призвать, то едва ли возможно, что Еврейская Библия отрицает бессмертие души.
В Пятикнижии, как и в более поздних книгах Танаха, неоднократно говорится о посмертной участи человека. Так, в Еврейской Библии часто упоминается Шеол – потусторонний мир, находящийся “под землей” и являющийся обителью мертвых. Несмотря на то, что термин «Шеол» весьма широко употребляется для обозначения потустороннего мира, он имеет негативный смысл, наряду с понятием «Аваддон» (букв. «Уничтожение», возможно, имеется ввиду место полного уничтожения душ великих грешников). С другой стороны, в эпоху эллинизма и в начале периода римской оккупации, складываются представления о разделении Шеола на некие “подпланы”, где праведникам отводились высшие “уровни”, а грешники претерпевали страдания на низших (позднее эта мистическая доктрина была доведена до совершенства каббалой: Древа Клиппот и Сефирот). Согласно Танаху в Шеоле сохраняется идентичность личности (Быт. 37:35; Ис. 14:10 и проч.); возможны мышление и восприятие (Ис. 14:16; Быт. 37:35 и проч.); сохраняются черты прижизненной внешности (1 Сам. [в Синодальном переводе 1 Книга Царств] 28:14); наличествует разделение по социальным, национальным и половым признакам (Быт. 25:8 – 9, 35:29; Ис. 14:9 – 10 и проч.). Кроме того, в Еврейской Библии говорится о возможности схождения в Шеол заживо, в случае особых злодеяний со стороны человека (например, Числа 16:30 – 33; Втор. 11:6; Пс. 106 [в Синодальном переводе 105]:16 – 18 и проч.). Из этого становится ясно, что идея о воздаянии, в том числе и посмертном, является одной из древнейших догм иудаизма.
Однако далеко не все люди после смерти оказываются в Шеоле. (Если быть более точным, то сразу после разрушения физического тела, в Шеоле оказываются все люди, где Всевышний вершит суд: грешники остаются в Шеоле, а праведники отправляются в высшие миры (Притчи 16: 2, 21:2; Еккл. 12:14).) Духи праведников восходят к Богу на небеса, что является опять-таки их наградой за богобоязненность (например, Быт. 5:24; Ис. 53:8 – 12; Притч 15:24 и проч.). Важно отметить, что согласно Танаху, чести быть взятыми после смерти на небо удостаивались лишь немногие – великие праведники, мудрецы, пророки, для людей с не столь высокими духовными заслугами предполагалось прозябание в Шеоле (однако, выше уже отмечалось, что это не всегда рассматривалось негативно), что, вероятно, отчасти повлияло на становление христианской идеи и том, что все люди, включая и самых добродетельных, до появления Иисуса томились в Шеоле.
Итак, бессмертие души (духа), т. е. самого человека, не только не отрицается в Танахе (как может показаться на первый взгляд), но и довольно подробно описано. Нельзя не согласиться с тем, что вопросу посмертного бытия в Еврейской Библии уделяется мало внимания, что кажется вполне убедительным объяснить борьбой Израиля с языческими культами мертвых. Кроме того, подробные описания загробного мира и участи человека в нем могло породить систему ритуалов, связанных с переходом человека в этот мир и культом предков, что принципиально противоречит идее абсолютного монотеизма Танаха. С другой стороны, вероятно, людям и не стоит знать до срока о том, что их ожидает после смерти, и всякая попытка прояснить это является преступной. В этой связи, информации относительно загробного бытия и бессмертия души в Писании более чем достаточно.
Воронцов А. А. Санкт-Петербург 2007.
Представления о загробном мире и бессмертии души в Еврейской Библии
Довольно долгое время было принято считать, что Еврейская Библия (Танах), ничего не говорит о загробном мире и бессмертии души. Более того, некоторые пассажи в Писании как будто намекают на то, что жизни после смерти вообще нет. Плодом невнимательного взгляда на освещение этого вопроса в Танахе, являются всевозможные злоупотребления, вроде гениальнейших выводов, сделанных относительно догматики раннего иудаизма, светочем российской, да что там! - мировой библеистики, Русланом Хазарзаром.
Так или иначе, Танах содержит довольно ясные указания относительно бессмертия души и загробной участи человека, хотя таких указаний и немного. Предлагаю вниманию коллег свой небольшой доклад на эту тему, составленный на основе исследований Шифмана и Тантлевского (в авторитетности этих ученых сомневаться не приходится), и прочитанный мной в Санкт-Петербурге в 2007 году на конференции "Бог. Мир. Человек".
читать дальше
Так или иначе, Танах содержит довольно ясные указания относительно бессмертия души и загробной участи человека, хотя таких указаний и немного. Предлагаю вниманию коллег свой небольшой доклад на эту тему, составленный на основе исследований Шифмана и Тантлевского (в авторитетности этих ученых сомневаться не приходится), и прочитанный мной в Санкт-Петербурге в 2007 году на конференции "Бог. Мир. Человек".
читать дальше