Заслуга Лонергана, по мнению многих католических философов и теологов, состоит в том, что он пытался проделать в XX в. работу, аналогичную той, которую проделал в свое время Фома Аквинский. Известно, что Аквинат в целях спасения учения церкви вынужден был ассимилировать на почве христианства многие элементы греко-арабской культуры и прежде всего идеи, содержащиеся в философии Аристотеля. Это позволило основоположнику томизма вывести христианскую мысль из кризисного состояния. Подобные попытки предпринял и Б. Лонерган.
Но, как было уже ясно из работы «Благодать и свобода», религиозное обращение является результатом дара самооткровения Бога, выходящего за горизонт человеческого познания и выбора. Дух Божий и Слово посланы для того, чтобы сделать нравственное и интеллектуальное обращение возможным. Эти обращения в свою очередь требуют упражнения нашей свободы, посредством которой мы ориентируем себя и приносим наш горизонт день за днем живя во все более тесном приближении к бесконечной потенциальности нашего тотального и основного горизонта. Открытость как дар исцеляет нас, чтобы преобразовать нашу греховную замкнутость и возвышает нас к фактической исцеляющей и творческой открытости принятия Божества.
www.bogoslov.ru/persons/289472/index.html