четверг, 02 сентября 2010
ПОЧЕМУ У ДЬЯВОЛА НЕТ ИМЕНИ
На примере анонимности превосходно виден механизм возникновения зла. Животные не анонимны, поскольку безымянны. Сатана анонимен, потому что отрёкся от своего имени и попытался собезьянничать Богу, присвоить себе Божие Имя. Человек как обезьяна с именем («именитая обезьяна») не может быть анонимен по определению. Анонимность появляется как незаконное использование такого замечательного изобретения как письменность и вообще способность фиксировать знаки. Изобретение вовсе не ставило своей целью анонимное общение. Письменное сообщение – консерв речи и намного лучше консерва. Оно не только дольше хранится и дольше не протухает (хотя протухает, переставая адекватно восприниматься). Консерв менее питателен, чем свежий продукт – часть калорий утрачивается при консервировании. Письменный текст может быть намного содержательнее своего устного аналога или первоисточника. Консервирование пищи есть умножение пищи. Банку шпрот съедят те же полдюжины человек, которые съели бы эти шпроты не из банки. Книга – умножение слова, её могут прочесть миллиарды людей.
читать дальшеГрех примитивнейшим механическим способом деформирует чудо письменности – либо выпячивая авторство создателя, либо пряча авторство. Симметрии между этими двумя извращениями нет. Тщеславие менее распространено, потому что контраст между формой и содержанием в тщеславии очень велик. Имя, крупными золотыми буквами написанное на мелком и грязном листочке бумаги, в котором смысла на блошиную подковку, смешно. В числителе единица, в знаменателе – миллиард, Анонимность создаёт иллюзию содержательности, убирая знаменатель. К тому же анонимность – во всяком случае, в современном мире – оказывается того же цвета, что прописные истины. Не подписывают таблицу умножения – и анонимщику кажется, что, если он не подпишется, то его текст будет столь же авторитетен, как таблица умножения.
«Свинья грязь найдёт». Есть люди, которые убеждены, что смысл интернета – дать возможность писать анонимно. Мысль о том, что точно такую же возможность предоставляла клинопись, им в голову не приходит. Голова таких людей более ориентирована на выход, а не на вход текстов.
Чему, с точки зрения информатики, мешает анонимность? Она понижает качество обратной связи. Анонимщик этого не чувствует именно потому, что настроен на монолог, намерен поучать и вещать. Он надевает маску, потому что стесняется своего лица. Но каким бы уродливым ни было лицо, безликость уродливее. Анонимщик недооценивает потенциал обратной связи. К какому-то отклику он готов, но заранее предполагает, что его личность можно изолировать, вынести за скобки. При этом, что забавно, чем тщательнее человек прячет свою личность, тем чаще он подменяет мышление личными оскорблениями. Между тем, количество проблем, которые можно решать в масках, крайне ограниченно, а большинство подобных проблем не стоят даже того, чтобы их формулировать. Человек есть уникальное существо именно потому, что ставит проблемы, которые невозможно решить, не меняя существа человека. Наука – яркий пример метода, который радикально меняет отношения между исследователями и психологию каждого отдельного исследователя, чтобы добиться успеха в исследовании на всех его стадиях, от формулировки проблемы до реализации технического проекта. Анонимщик же действует как животное: он убеждён, что главное для правильного решения – рявкнуть погромче и внушительнее. В идеале – глас свыше, но манифест без подписи тоже сойдёт. Не сойдёт: безымянность воздействует лишь на того, кто ещё не обрёл своего имени – своей личности, кто ещё не выделился из толпы или хочет вернуться в толпу. Впрочем, даже такие люди походя отщёлкнут анонимщика – им нужен не безымянный авторитет, а авторитет с громким титулом. Конечно, титул тоже есть безымянность, но титул есть маска, изготовленная не на коленке, а коллективом – немалая разница.
В конечном счёте, единственным собеседником анонимщика может быть анонимщик. Другой человек, но так же утративший свою личность, принесший её в жертву в лучшем случае – трусости, в худшем – гордыне (впрочем, гордыня и трусость едины как верх и низ). Вот здесь, пожалуй, интернет оказался, действительно, уникальным средством – только не общения, а фальсификации общения. Некоторым прототипом такого извращения интернета является такое явление ХХ столетия как клозетные графитти. Общественные туалетные кабины, как и интернет, изобретались не для того, чтобы их стены покрывались анонимными текстами. Есть два способа уничтожить общение: запретить либо извратить. Деспот запрещает, анонимщик извращает. Деспот действует в одиночку, анонимщику же всегда нужен другой анонимщик. Взаимная переписка анонимщиком создаёт иллюзию – у них, конечно, не у наблюдателей – что найден способ общения, безопасный для личности. А такого способа в принципе нет. Общение всегда есть риск и крайне продуктивно оно именно потому, что крайне рискованно, творческое в нём прямо пропорционально опасному.
Опасность кроется в том, что не аноним, поскольку он вступает в общение с анонимом, уподобляется ему. Он соглашается с тем, что имя и личность – приложения, а не суть. Напротив, победа над анонимом в том, чтобы не только не общаться с ним, но и не наблюдать за ним. Тут (и, возможно, только тут) оправдывается принцип квантовой механики – нет наблюдателя, нет проблемы. Анонимщик мёртв, когда его игнорируют. Конечно – и к счастью – человек, пытающийся быть анонимщиком, от такого игнорирования не только не умирает, а напротив, получает возможность воскресения к норме.священник Яков Кротов
@темы:
Разное
Перепрошую, якщо моя українська недосконала, бо в мене тут, де я живу (в Україні), всі російскою розмовляють, та українська мова не є рідною для мене.
К сожалению, это повсеместно, и было во все времена. Как знаем из Писания, учение о воскресении Христа "для Иудеев - соблазн, для Еллинов - безумие"
Из-за этого меня и таких как я называют фанатиками, зомбированными.
Меня, кстати, тоже
Хорошо, что Вы зарегистрировались
Я просто искала сообщество в котором я могу расказать о событиях в моей жизни и жизни других людей, которые я смело могу назвать ЧУДОМ, и которые, как я считаю, связаны с единственной и неповторимой для меня Православной верой.
К сожалению, нет такого места... "У лисицы есть нора, а человеку негде и голову преклонить". Я уже не верю, что найду место покоя здесь, при жизни. А в гробу - отосплюсь, и сон мой будет сладок, как после трудного и плодотворного дня...
Елена А. Спасибо за все остальное. Я с вами согласна. Пока-что досвидание, встретимся через пару дней ( у меня $ на счету закончились)
А что за монастырь? - быть может я туда съезжу, если по деньгам сложится
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
(Послание Иакова,1:1-8)