Молодой священник в ЖЖ выражает общую точку зрения: епископ - монах лучше, чем женатый епископ. Женатый будет в первую очередь заботится о семье, а не о пастве...
Удивительно стойкое заблуждение, в которое впадают, порой, даже очень умные люди.
Во-первых, монахи менее адекватны, чем женатое духовенство. Действительно, если человек психо- или социопат или же имеет серьезные сексуальные проблемы, то вероятность того, что у него не будет семьи и он выберет монашеский путь - существенно выше. Сам факт, что человек обзавелся семьей уже говорит о том, что он более-менее социально адекватен.
Я не пытаюсь представить всех монахов душевнобольными или извращенцами. Но в монашеской серде таких людей существенно больше, чем среди женатого духовенства. Есть еще один аспект. Неприспособленный к жизни и инфантильный молодой человек или девушка вполне уютно чувствуют себя в монастыре. Более того, они становятся лучшими монахами, так как демонстрируют примерное послушание старшим и оценивают свою монашескую долю, как превосходный удел. Но каким образом, такой человек, сделав карьеру епископа, сможет трезво оценивать мирскую жизнь о здраво судить о тех явлениях, с которыми Церковь сталкивается во время своего служения миру?
Ситуация, при которой Церковь требует от своих членов совершенно монашеского по своему духу поведения и видит идеалом общественной жизни этакий "монастырь в миру" - как раз результат по-монашески инфантильного восприятия и примитивного понимания монахами сложной мирской жизни. А все, что в эту схему не вписывается, отвергается Церковью, как чужеродное и враждебное.
Церковь, которой руководят монахи, не может полноценно действовать в реальном мире. Почему не может? Да потому, что с первых шагов начинает требовать от мирян разделять и культивировать в себе монашеские идеалы.
Я не против монашества. Но я против "монастыря в миру". Это сейчас основная беда православия. Миряне на полном серьезе играют в "отцы пустынники и жены непорочны", вычитывают полуношницу, молятся по четкам и за каждой ерундой бегут к "духовному отцу", который, зачастую, вдвое младше своего "чада". А монахи также серьезно ходят на заседания всяких комиссий, участвуют в теле- и радиопередачах, занимаются бизнесом и пытаются влиять на большую политику.
Если я монах - это значит я бежал из мира. Следовательно, я не хочу туда возвращаться, даже (или тем более) в епископском сане. В житиях всегда подчеркивалось, что истинные монахи отказывались от епископства или соглашались лишь после долгих просьб и уговоров. Вы слыхали, что бы кого-то из нынешних владык народ божий со слезами и мольбами умолял стать епископом? Нет, теперь епископы идут за послушание старшим. Вызывает святейший молодого архимандрита и назначает ему новое послушание... То есть управление Церковью - разновидность монашеского послушания. Могут послать на кухню картофель чистить, а могут в епископы рукоположить... Они даже не скрывают это, а так прямо и говорят - "за послушание".
С сакральной точки зрения в монашеский постриг ничем не отличается от приема в пионеры: человек дает какие-то обещания - и все. Вот венчание - таинство. Рукоположение - таинство. А постриг - разновидность социального договора: постригаемый дает слова слушаться старших, а братия принимает его в свою среду и будет о нем заботится. Но почему тогда только монахи могут быть епископами? Не означает ли это, что какая-то отдельная христианская группа полностью узурпировала церковную власть и не подпускает к ней посторонний, тех кто не принес обетов послушания, нестяжания и безбрачия? Причем, даже если человек действительно нестяжателен и не живет в браке - это ничего не значит. Ведь речь идет даже не о реальных свойствах личности, а о формальном принесении обетов!
И еще. Мысль о том, что женатый епископ будет заниматься стяжанием и тратить время на семейные дела - естественна. Так и должно быть. Мы все стремимся обеспечить семью и уделять внимание родным.
Но это вовсе не значит, что наши "не погребенные мертвецы" обязательно будут нестяжательны и все свое время уделят служению. Я могу понять женатого епископа, который смотрит на церковь, как на источник благосостояния своей семьи, но насколько бессмысленным является стяжание епископами своих состояний, если они даже не могут передать их по наследству!
Живет себе епископ. Угловатого и ранимого мальчика, запутавшегося в своих страхах, владыка давно спрятал под шелковой рясой и прикрыл бородой. Ему под ноги подставляют коврики и целуют руку, но в глубине своего трусливого сердца он остался прежним. А вокруг так много успешных, состоятельных, веселых людей, у них нет проблем с сексом, они прекрасно адаптированы в обществе...
И упрекнуть епископов-стяжателей трудно: как правило это несчастные искалеченные люди, для которых деньги и бриллиантовые украшения - последний способ хоть как то поднять собственную самооценку. Может быть в далеком северном скиту из них и вышли бы токовые иноки, но в условиях "монастыря в миру" они просто обречены на нравственную деградацию. Не зря первые отцы бежали от мира, ох не зря!

источник

@темы: Православие, Христианство

Комментарии
03.10.2010 в 01:39

э... э. это по церковным правилам не допускается, чтобы епископ был женат. личное мнение священника по этому поводу - так же как и чьё-либо ещё личное мнение - имеет место быть, но никакого существенного значения не имеет. что священник понимает и принимает правильность установлений своей Церкви - тем лучше для него. что другой автор с этими установлениями не согласен - важно для него в зависимости от того, принадлежит ли он к этой Церкви; и только.
о чьём-либо другом, и даже "общем" человеческом мнении по этому вопросу - можно сказать то же.

так вообще-то у подобных рассуждений есть и другие названия... но их был бы смысл привести лично автору, да и то не уверена)
03.10.2010 в 01:55

кроме того, это рассуждение имеет тот существенный минус, что из него вычеркнута хотя бы уж вера, если про Бога никак не хочет автор думать и говорить. уж веру мог бы признать; она есть, и определяет жизнь и чувства священства, в том числе епископов. возможно, не всех и не всегда; но это уж не наше, а их личное дело, пожалуй.
...ещё это клевета называется. когда людям безосновательно приписывают дурные помыслы и побуждения. зачастую извлекая то, что приписывают, из глубин собственной души... у меня есть предположение, кого именно там следует в первую очередь считать "угловатым ранимым мальчиком", но это уж не по теме)

а ещё любопытно, этот товарисч вообще хоть с одним епископом знаком, или только по телевизору да /но это уже представляется не столь вероятным/ в храме на праздничных Богослужениях их видел. - а плохо думать о том, чего не знаешь, в том числе о людях, которых видишь только издали - возможно, признак вообще душевных проблем... а духовных - скорей всего.
03.10.2010 в 10:18

Солнце взойдёт!
Обновленцы с этого же начинали. Почему обновленчество и называют иногда «бунтом белого священства».
А что до стяжательства, так и черное и белое монашество одинаково стяжательно, ибо «человецы суть».
03.10.2010 в 13:17

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
Монастырь - это всегда отчасти и экспериментальная община. Мне доподлинно известно, что у каждого монастыря есть своя программа. Как правило программа посвящена организации христианского общества. В них культивируются добродетели - нормы поведения, являющиеся общественно полезными, выясняется их смысл. А добродетель - штука универсальная, она применима в миру так же, как и в монастыре, и даёт тот же самый эффект.

Напоминаю, что институт монашества возник гораздо позже самих монахов, лишь тогда, когда они стали собираться в общины, и более чем тысячелетний опыт показал, что ничего дурного в этом нет. Именно поэтому "монашество в миру" является вполне приемлемым явлением с точки зрения Церкви.

Карьера в церкви не мыслима: Патриархом быть не лучше чем мирянином, - потому что хотя священнический чин даёт почёт и некоторые другие мирские блага, но со священника и гораздо больший спрос, а именно:

читать дальше

Таким образом основная мысль поста содержит в себе заблуждение, продиктованное непониманием мотивации монахов и вообще верующих людей. Это печально.
04.10.2010 в 21:47

familiaris dei
христос, помнится, говорил, что смотрящий на женщину с вожделением, прелюбодействует в сердце своём. и что эту заповедь может выполнить только скопец. и апостол павел говорит, что чем воспаляться, лучше жениться. таким образом, не женатый человек (любой) либо блудник, либо рукоблудник. и давайте не будем преувеличивать человеческих возможностей. терпеть можно неделю, месяц, в зависимости от врождённой страстности, но не годы и десятилетия. и уж о какой пользе для церкви может идти речь, если скопившиеся сперматозоиды в голову бьют. когда же мы научимся смотреть правде в глаза?

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail