воскресенье, 30 января 2011
Неверующему религиоведу, быть может, возможно будет несколько приблизиться к пониманию христианства, посредством знания о человеке вообще и о самом себе в частности: ведь христианство, в сущности, наиболее естественная для человека религия - в нём человеческое естество в чистом виде, в лице Господа нашего Иисуса Христа, вознесено в богоравный сан. Как говорили древние мудрецы: "Познай самого себя".
ВведениеЧтобы рассмотреть человеческое естество в чистом виде, нужно рассмотреть то наиболее общее для всех людей, независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, индивидуальных особенностей, что позволяет их вообще причислять к человеческому роду. Для этого придётся прибегать к абстракциям, и потому кто не силён в абстрактном мышлении - на этом месте может оставить чтение этого поста, потому что не будет от этого никакого проку, ничего он не поймёт. Напомню, что Демокрит в своё время даже выколол себе глаза, потому что они мешали ему думать абстрактно.
Далее, в христианском мировоззрении, человеческое естество в чистом виде - свободно от всякого порока и недостатка, потому греховность человека, его подверженность тлению и смерти, что тоже можно было бы назвать общим для всех людей - считается привнесённым, для человека противоестественным и изначально НЕ присущим. Такой подход в христианстве к человеку вообще - ставит его на вершину христианской системы ценностей, вторым после Бога и (в частности именно поэтому) - равным Ему. Подлинному христианству присущ крайний, радикальный гуманизм.
(Претензии т.н. "неоязычников" на естественность их религии в этом свете выглядят крайне глупыми, кстати; равно как и претензии сатанистов (тоже язычников, по сути) на гуманизм, но это оффтопик)
В христианском мировоззрении человеческое естество представляет собой классическую, думаю всем известную триаду: душа, дух, тело. Их этих трёх тело, как то, что подвержено тлению, человеку присуще временно, и является, в общем-то, лишь средством, инструментом человеческой души и духа для осуществления их деятельности (а по воскресении, по нашей вере, Господь даст нам иные, уже нетленные тела).
Таким образом, для рассмотрения человеческого естества в чистом виде, нам нужно раскрыть лишь два понятия: душа и дух, что они вообще такое. Это было пространное введение в суть дела, далее последует абстрактная логическая схема, которая, впрочем, не пустая абстракция, а соответствует действительности.Тело постаДля того, чтобы рассмотреть наиболее общее из того, что мне присуще, равно как и всем прочим людям, следует рассмотреть следующее высказывание: "я - это я". Итак, если я сотворён по образу и подобию Его, то и меня можно представить триипостасным:
1) Первое "я" (я1) - это то, что во мне по подобию соответствует Отцу, это "я", которое рождает второе "я", и из которого исходит третье "я"; первое "я" - источник моего бытия и зерно свободы моей воли. Моё первое "я" - это моя душа.
2) Второе "я" (я2) - это то, что я верно знаю о самом себе, и даже более того - мой логос, который истинен: во всём соответствует, тождественен первому "я". Моё второе "я" - это то, что во мне по подобию соответствует Сыну, это - мой дух.
3) Третье "я" (я3) - это то, что Флоренский называет "духом тождества", оно выражает соответствие моего второго "я" - моему первому "я", и в силу этого третье "я" позволяет говорить обо мне как о триедином. Моё третье "я" - это то, что во мне по подобию соответствует Св. Духу.
Таким образом, в высказывании "я - это я":
а) первое "я" - моя душа, второе "я" - мой дух, и они тождественны (третье "я" соответствует знаку "тире" в высказывании, выражает тождество);
б) "я" как триединое - соответствует себе самому.
Конечно же, рекомое соответствие моих убогих ипостасей - ипостасям Бога - плохое, искажённое по причине греха и скорее долженствующее быть, нежели действительно наличное.
Человеческая (и моя в том числе) сущность содержит в себе фундаментальное противоречие: с одной стороны моё второе "я" (внутренне - мой логос, моя личность, дух, внешне - сумма всех моих знаний обо мне (сумма не механистическая, а систематическая, имеющая добавочный эффект)) - это я, а с другой стороны оно - не-я (отличается от моего первого "я", моей души). Моё второе "я" одновременно я и не-я.
Вот это фундаментальное противоречие является причиной ничем не ограниченного многообразия человеческих личностей, наличия индивидуальности, персоны как таковой, вообще как понятия - поскольку из противоречия может быть выведено вообще что угодно, и у каждого человека это противоречие порождает его собственную неповторимую индивидуальность.БонусЕсли хорошенько разобрать и понять предложенную схему, набросить её на действительность, то становится понятным и то, с чем христиане борются изо всех сил, что для нас представляется ужасным. Ужасное здесь в том, что человеческую личность возможно уничтожить. Для этого человечество изобрело два способа и очень органично их сочетает вместе:
1) Уничтожение третьего "я" ("духа тождества") посредством намеренно ложной интерпретации фактов об отдельно взятой личности.
2) Уничтожение второго "я" (логоса) напрямую - намеренной ложью, клеветой о человеке и фактах его жизни, игрой с его памятью (пользуясь тем её свойством, что человеческая память реконструктивна, так что человек может "вспомнить" даже то, чего с ним в действительности никогда не было).
Эти способы, будучи эффективно применёнными, уничтожают человека-субъекта как такового, уничтожают его триединство вплоть до первого "я" - до души. Такой пострадавший человек уже, в общем-то, не может называться человеком, потому что нарушено его наиболее общее, что позволяет его причислять к человеческому роду. Также очевидно, что уничтожением триединства человека уничтожается и его подобие Богу. P.S.: Если кто честно пытался понять - и не понял, то прошу прощения, у меня с красноречием и популярностью изложения мыслей проблемы. Я, по-крайней мере, попытался.
P.P.S.: И да, разного рода троллям: я верующий, мировоззрение у меня средневековое - крайне рационалистическое, и вообще высказываний, противоречащих законам классической логики - я в упор не понимаю, а софизмов вообще на дух не переношу. Можете начинать ржать, но в комментариях прошу не гадить. )
@темы:
Религиоведение,
Христианство,
Философия