понедельник, 31 января 2011
2.1. Опасность богатства. Иисус не был дуалистом. Он не считал злом собственность как таковую. Однако Он видел в богатстве определенную опасность.
читать дальшеВо многих Его высказываниях богатство олицетворяется в образе маммоны. (В арамейском языке того времени это слово означало «собственность» и могло иметь, в зависимости от контекста, как негативную, так и нейтральную окраску.) Иисус смотрит на маммону так же, как ветхозаветные пророки смотрели на идолов: она отвращает людей от полной преданности Богу. В объяснении притчи о сеятеле говорится, что заглушают слово, делая его бесплодным, именно «обольщение богатством и другие пожелания» (Мк 4:18-19). Здесь богатство персонифицировано; оно действует подобно тому, как действует олицетворенное зло (т.е. сатана; ср. Мк 4:15), хоть и медленнее и менее заметно. Оно уводит человека от Бога.
Смысл не просто в том, чтобы Богу было свое место, а маммоне - свое. И Бог, и богатство (маммона) требуют служения себе. Требование маммоны очевидно: нужно добывать хлеб насущный и накапливать богатство. Иисус же категорически отвергает служение маммоне: нельзя служить и Богу, и деньгам (Мф 6:24).
Однако, учит Иисус, мало того, что богатство не признак Божьей милости, - оно мешает войти в Царство Божье! Об этом в Евангелиях говорится не раз и по-разному. Например, рассказ о богатом юноше у всех синоптиков заканчивается так: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье» (Мк 10:25/Мф 19:24/Лк 18:25). Отсюда можно заключить, что богачи не спасутся. Ученики потрясены: «Кто же может спастись?» (Мк 10:26). Иисус отвечает: «Все возможно Богу» (Мк 10:27). Разработку данной темы мы находим и в рассказе Луки об обращении Закхея, начальника сборщиков податей (Лк 19:1-10). Там как раз свершается невозможное: «Ныне, - говорит Иисус, - пришло спасение дому сему» (Лк 19:9). Однако эти слова Иисус произносит после того, как Закхей пообещал отдать нищим половину имущества и вернуть вчетверо тем, с кого он взял лишнего.
Иисус подчеркивает невозможность одновременного служения Богу и деньгам также в притче о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31). Авраам говорит попавшему в ад богачу: «Ты получил уже доброе твое в жизни своей... ныне же... ты страдаешь». Эти слова перекликаются со словами в Лк 6:24: «Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение». Фактически притча о богаче и Лазаре - яркая иллюстрация, показывающая: те, кто утешился уже в нашем мире, рискуют быть осужденными Богом.
Наконец, притча о безумном богаче (Лк 12:16-21) еще раз подчеркивает: служить и Богу, и маммоне невозможно. В ней говорится о богаче, у которого уродили поля. Этот богач рассудительно решил сберечь излишки зерна на будущее и радовался, что у него не будет материальных забот. Иисус же называет такую мирскую рассудительность глупостью. Ведь само обладание этим богатством осуждает богача. Он не раздал его бедным, не стал богатеть для Бога, а сберег для себя.krotov.info/libr_min/s/stragoro/bogatstvo.htm
@темы:
Христианство,
Этика,
Ссылки,
Цитаты
Если они не будут применять своё материальное состояние во благо человеку, то и вина на них, конечно же. )
Ничего хорошего, уж поверьте )
Вон, даже в русских пословицах, есть попы есть священники...
С одной стороны богатство понимается как благословение Божие для человека, награда за его праведность и трудолюбие:
"Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек". (Пс 112:1)
"Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство." (Прит 11:16)
"Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает." (Прит 10:4)
При этом богатство, приобретенное неправедным путем, благом не считается.
"Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца." (Пс 62:10)
"Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет". (Прит 22:16)
Кстати такая позиция, доведенная до абсурда, популярна у части западных христиан, полагающих, что христиане должны обязательно жить в полном достатке, а если этого нет, то значит человек - плохой христианин.
С другой стороны, в Священном Писании указывается на то, что богатство - это причина не только для того, чтобы жить для себя, а еще и для того, чтобы этим богатством пользоваться на благо людей, особенно бедных.
"Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. "(Прит 19:17)
При этом постоянно подчеркивается, что хотя богатство и дар Божий, но оно не должно заслонять собой Самого Бога. Не в богатстве, не в деньгах смысл жизни человека.
"Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти". (Прит 11:4) "потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род?" (Прит 27:24) "Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый."(Прит 19:1)
Когда читаешь Евангелие, то создается первое впечатление, что Христос выступал за бедность и отвергал Ветхозаветное понятие о богатстве. "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне." (Матф. 6:24).
Однако Христос опять таки осуждает не само богатство, а служение ему - о чем и говорилось в Ветхом Завете.
Всем также известны Его слова о том, что "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие."(Мр 10:25) .
Действительно, если читать только эту фразу Христа, то получается что богатые никогда не спасутся, потому что верблюд, при всем своем желании, сквозь игольные уши не пролезет…
Однако давайте прочитаем всю эту евангельскую сцену:
"Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу." (Мр 10: 17-27)
Тут хочется отметить несколько моментов:
1. Христос ставит спасение в зависимость не от богатства, а от исполнения заповедей.
2. Христос уточняет, что сложно спастись не просто богатому, но надеющимся на богатство.
3. Христос говорит, что спасение человека зависит не только от самого человека, но прежде всего от Бога.
Итак, получается, что богатому сложно спастись не потому что он богат, а потому что это богатство рождает в душах слабых людей грехи и страсти: лень, заносчивость("Да не хвалится богатый богатством своим" (Иер 9:23)), гордость, пренебрежение к бедным, алчность, склонность к разврату: все то, что не позволяет человеку выполнять Божии заповеди. Этих чувств не лишены и бедные, но у богатых они получают крепкую основу и питательную среду для укоренения и дальнейшего развития этих страстей. Однако, если человек понимает губительное действие богатства и старается превозмочь его, помогая ближним и нуждающимся, то безусловно Господь это видит и сделает то, что возможно только Ему…
И апостол Павел поэтому пишет:
"Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения;
чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни"
(1Тим 6:17-19)
Так что слухи о том, что Христос "приговорил" всех богатых, несколько преждевременны. И тому множество подтверждений мы можем прочитать в Евангелии.
Христос не возмущался, когда видел что богатые жертвуют в храме, но просто заметил что вдова положила больше чем они, потому что для нее эти две лепты значили больше, чем большие деньги для богатых. Христос не только не чурался богатых, но и общался с ними. Он воскресил дочь начальника синагоги, который наверняка был не бедным человеком и рассказывал притчи с примерами из жизни торговцев.
С другой стороны не надо думать, что и бедность сама по себе является пропуском в Царствие Небесное. Если человек в бедности озлобляется и ненавидит соседа, за то, что у того новая иномарка, а у него - старая "копейка", то можем ли мы сказать что он на верном пути? Конечно, нет.
Даже бедный монах, оставивший все и ушедший в монастырь порой подвержен такой страсти обладания какой-нибудь вещицей, что и не каждый богач так свои деньги полюбит.
ycnokoutellb.livejournal.com/346029.html?view=7...
Ты действительно считаешь, что в верхушке РПЦ есть кто-то, кто верит в бога и загробную жизнь, учитывая то, что они творят? Мне так не кажется...