Женщина что ослица - без палки не угомонится.
Толерантность: сила или слабость?
игумен Вениамин, кандидат богословия

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения людей друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости и нетерпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют.

Есть известное еще из глубокой древности “золотое правило нравственности”: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе".

Если продумать все последствия практического исполнения этого правила, то легко заметить, что оно является в значительной степени основой всего современного законодательства, которое, конечно, охватывает не только межличностные отношения. Из этого правила следует и необходимость терпимого отношение к другим людям, к разнообразию культур, религий, национальностей. «Не хочешь, чтобы тебе промывали мозги – тогда и сам не занимайся этим по отношению к другим», «не хочешь, чтобы тебе затыкали рот – не затыкай его другим», «не хочешь, чтобы тебя гнали за веру – сам не гони других» и т.п.
читать дальше

@темы: Этика

Комментарии
04.02.2011 в 10:53

За светом мрак.
Спасибо, интересно, хотя без проповедования точки зрения автора не обошлось. К примеру, вывод номер семь прискорбно мало сочетается с очевидной нетолерантностью авторов (а следовательно, и текста) ВЗ.
04.02.2011 в 19:09

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
Где источник.

А давайте будем толерантными к убийствам, воровству и вообще ко всякому пороку, м? *сарказм*
04.02.2011 в 19:19

За светом мрак.
poslushnik

"давайте будем толерантными к убийствам, воровству и вообще ко всякому пороку, м"

Вы это мне говорите? Кому, как не вам, знать, что ВЗ таки полон нетолерантности, и сарказм тут ничего не изменит... Такие были времена. И это не говоря уже о том, что проблема определения степени порочности того или иного явления никуда не подевалась.
04.02.2011 в 19:28

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
I, Domino
Кому, как не вам, знать, что ВЗ таки полон нетолерантности, и сарказм тут ничего не изменит...
Мой сарказм относился к толерантности, а не наоборот, потому что обычно то, что называют толерантностью, - лицемерие.
Нужно любить человека, но ненавидеть его порок: и то и другое любовь, одно без другого не бывает, не настоящее.

Такие были времена. И это не говоря уже о том, что проблема определения степени порочности того или иного явления никуда не подевалась.
Такой проблемы вообще нет, если не мудрствовать лукаво: оно (явление) либо порок, либо нет.
04.02.2011 в 19:32

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
Толерантность – это и любовь к разнообразию этого мира
...Сказано: "Кто любит мир, в том нет любви Отчей".
Пост написан от имени игумена Вениамина, якобы он это написал: требую источник.
04.02.2011 в 19:56

За светом мрак.
poslushnik

"Такой проблемы вообще нет, если не мудрствовать лукаво: оно (явление) либо порок, либо нет".

Ну да. А философы, посвящающие жизни размышлениям об этом, - дураки. Это тоже сарказм. Сейчас вы говорите в духе своих оппонентов-технарей.

Такой проблемы нет в том случае, если взять за правило руководствоваться какой-либо одной строго прописанной моделью реальности. В канонах произвольной религии порок в многообразии своих проявлений описан относительно строго. Это даёт возможность адептам данной религии вводить в своё восприятие действительности такие категории, как грех вообще, порок вообще et cetera. Спорные случаи возникают только при разнообразии толкований священных текстов.

Несложно заметить, что то, что является вопиющим пороком для группы людей с приблизительно одинаковой моделью реальности, для другой группы людей не является таковым. Внешнее частное проявление этого факта - изменчивость общественной морали от эпохи к эпохе, места к месту, даже от одной социальной группы к другой. Очень мало найдётся таких вещей, которые хотя бы 90% всех живущих единогласно посчитают пороком.
04.02.2011 в 19:57

За светом мрак.
poslushnik

И в этом, кстати, одно из проявлений упомянутого вами разнообразия мира.
04.02.2011 в 20:06

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
I, Domino
Несложно заметить, что то, что является вопиющим пороком для группы людей с приблизительно одинаковой моделью реальности, для другой группы людей не является таковым.
Ну разумеется, для геев в среде геев гомосексуализм - не порок, для воров в среде воров воровство - не порок, для скотоложцев в среде скотоложцев скотоложество - не порок, для лжецов в среде лжецов патологическая лживость - не порок, для колдунов в среде колдунов колдовство - не порок... и так далее.
Только это всё субъективно, а объективно это пороки, потому что наносят ущерб человеческому естеству.

Можно сколько угодно мудровать лукаво, чтобы пороки оправдать, но они всё равно пороками останутся.

"Такой проблемы вообще нет, если не мудрствовать лукаво: оно (явление) либо порок, либо нет".
Ну да. А философы, посвящающие жизни размышлениям об этом, - дураки. Это тоже сарказм. Сейчас вы говорите в духе своих оппонентов-технарей.

Во-первых я сам философ, мне можно, во-вторых я знаю чем такие мудрования заканчиваются, в-третьих они вовсе не дураки - они лукавят.

И да, ваше мнение на сей счёт мне глубоко безразлично, если оно принципиально отличается от моего - вопрос веры =)
04.02.2011 в 20:13

Женщина что ослица - без палки не угомонится.
Игумен Вениамин Новик - автор единственного крупного исследования, посвящённого христианскому и православному осмыслению принципов демократии и прав человека: Православие. Христианство. Демократия. Можно сказать прямо, что никто, кроме него, в РПЦ МП не занимался рассмотрением и популяризацией этих вопросов.

Из некролога Свято-Филаретовского института:

"...Валерий Новик, имея за плечами ленинградский «политех» и опыт работы инженером в области систем управления производством, поступил в духовную семинарию, затем – в академию, защитив по ее окончании кандидатскую диссертацию. А главное – он принял монашество, окончательно определив тем самым свою жизнь как иную по отношению к предшествующей. Карьеры, нередкой для «ученого монаха» (иеромонах – игумен – архимандрит – епископ), он не сделал, прежде всего, потому, что ее не хотел. Став игуменом и, по послушанию, инспектором духовной академии, он чрезвычайно тяготился новой должностью, пока, наконец, не покинул ее по личному прошению. У знавших его студентов сохранились о нем, как инспекторе и преподавателе основного богословия, самые лучшие воспоминания («чистый, живущий не ветхозаветными нормами, а благодатью умершего и воскресшего Спасителя … истинный христианин с превосходным богословским образованием»).

Но в 1997 году он, уже не по своей воле, полностью лишился официального положения в церкви и фактически потерял возможность священнослужения — всего лишь за то, что подписал направленный в Государственную Думу РФ протест против некоторых положений нового закона о свободе совести.

После этого он занимался политической и правозащитной деятельностью, участвуя в работе Христианско-демократической партии, а в основном трудился как лектор и публицист. Зла на тех, кто выставил его из внешней церковной ограды, он не держал, хотя горечь и боль от этого изгнания чувствовалась в нем в течение долгого времени..."

"Ежедневный журнал" цитирует блогера kafolik:

"... Церковная среда изгнала вон диссидента и борца за правду. Его считали чужим и с позором выставили на улицу, когда власть сверху скомандовала "фас". "Паршивая овца" (так отзывался об о.Вениамине выставивший его на улицу иерарх) оказалась не в чести у питерских настоятелей.

Пришлось скитаться по светским заведениям и прибиться к католической и протестанским семинариям. После лекций он подолгу засиживался в семинарской библиотеке. В моей душе остались яркие как огонь, пытливые, неугомонные и в чем-то страдающие глаза. Иногда чувствовалась во взгляде физическая усталость и чувство голода, утолить которое можно было бесплатно за обедом вместе с католическими семинаристами. Его одежда износилась и бывший отец-инспектор православной Духовной академии, где ректорствовал когда-то нынешний Патриарх, влачил жалкое полунищенское существование.

Но могло ли быть все иначе? Для мятущейся души этого живого и страстного человека невозможно было представить удел лоснящегося попа-чиновника. Боль мира — была его болью..."

poslushnik
www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/nov... - источник
04.02.2011 в 20:21

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
=закрытый гомосексуалист=
Но в 1997 году он, уже не по своей воле, полностью лишился официального положения в церкви
Так и надо было сказать: бывший игумен, лишённый сана, - а не вводить присутствующих в заблуждение =)
04.02.2011 в 20:37

За светом мрак.
poslushnik

"Только это всё субъективно, а объективно это пороки, потому что наносят ущерб человеческому естеству".

"я сам философ".

Две взаимоисключающие цитаты. Философ на бумаге? Бумага и не такое стерпит.

Философ должен понимать, что такое понятие, как объективность, неправомерно использовать в сколь бы то ни было серьёзной дискуссии; хотя бы потому, что никто ничего про объективность не знает, никогда её не видел и ни к чему не может её приложить. Ограниченность возможностей человеческого познания.
Философ должен понимать, что огульно называя все старания того же Канта разобраться в обсуждаемом вопросе "лукавым мудрствованием", он выставляет себя не в лучшем свете - не как специалиста, но как профана.
"Лукавство" подразумевает умысел. Вы обвиняете всякого толерантного человека, старающегося не претендовать на окончательную истинность знания и не мешать осуществлять окружающим свои представления о благе, даже не в заблуждении - в лукавстве, намеренном обмане.
Ваш эгоцентризм достигает невиданного размаха: вы перечислили целый ряд социальных групп и махом, не потрудившись обосновать своё субъективное мнение, сметаете их мировоззрение в мусор. Это по меньшей мере не этично.

Потрудитесь, господин философ, обосновать свой голословный тезис. Вот этот, хотя бы:

"Гомосексуализм наносит ущерб человеческому естеству".

Для этого вам придётся пояснить (с доводами, конечно) следующее: что такое "человеческое естество"; каким образом гомосексуализм наносит ему ущерб; ущерб наносит акт анального сношения или любовь к человеку своего пола?; что может сделать гомосексуалист, чтобы перестать быть гомосексуалистом и таким образом прекратить нанесение вреда своему естеству - ведь это в его интересах.

Ну а пока что я буду относиться к вам не как к философу, не как к умному человеку и даже не как к богослову, объясняющему основы своей религии, а как к говну мочёному и фанатику-сектанту. Вы это заслужили своим неуважением к собеседникам. Если вам нечего ответить или лень отвечать - воля ваша. Уёбывайте на свой Ксенакс-4 (или где там у вас, дианетиков, база) и прекратим бессмысленный разговор.
04.02.2011 в 21:03

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
I, Domino
Ну а пока что я буду относиться к вам не как к философу, не как к умному человеку и даже не как к богослову, объясняющему основы своей религии, а как к говну мочёному и фанатику-сектанту.
*ухмыляюсь* Этот самый "фанатик-сектант", как вы меня назвали, только что распознал с первого взгляда текст, содержащий не православное учение, который якобы от православного священника высокого ранга. А матом ругаться не хорошо, не хорошо :)
И да, что бы там Кант иже с ним ни говорили, если это противоречит моей вере, то оно мне безразлично: я в первую очередь христианин, а потом уже философ )
04.02.2011 в 21:13

За светом мрак.
poslushnik
Слив засчитан, приятного полёта до космобазы.
04.02.2011 в 21:16

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
I, Domino а чего ты хотел, чтобы я от веры отрёкся? ))))))
А в лукавые споры я не вступаю )
Ты не получил того, что хотел, потому бесишься, и слив за тобой, убожество, называющее себя Богом )
04.02.2011 в 21:26

За светом мрак.
poslushnik
*машет платочком вслед сияющим дюзам удаляющегося космолёта*
04.02.2011 в 21:32

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
I, Domino
ну что ж, и тебе всего доброго, человече )
05.02.2011 в 16:45

Почему не имеет смысла спорить с религиозными фанатиками?

Если вы обсуждаете какой-либо актуальный вопрос, который глубоко волнует верующих людей — право на аборты, гей-браки, ГМО, новые репродуктивные технологии — то вы должны представлять, насколько разные цели вы с ними преследуете в этом обсуждении.

Глубинной целью вашего собеседника не является ни понять происходящее, ни переубедить вас, ни отшлифовать свои аргументы и полнее понять свои собственные убеждения. Глубинная цель вашего собеседника — не дать СЕБЕ усомниться в своих убеждениях. И поэтому вы их никогда не переубедите.

Если вы пытаетесь вашего собеседника усомниться в том, что (как он считает) указано самим Творцом — вы пытаетесь пошатнуть всё его мироощущение. Ибо его Господь не только указывал, что женщина подчинена мужчине и гомосексуалистов нужно побивать камнями — Он ещё обещал ему прощение грехов и вечную жизнь.

И если вы отвергаете один из религиозных тезисов, притом, как кажется, весьма малозначащий — вы наносите удар по всей системе убеждений верующего. Человеку с разумом и совестью и так сложно поверить в отпущение его несомненных грехов и вечное существование — а тут вы вдобавок выступаете против столь необходимого ему Божественного Откровения. Сами понимаете, если усомниться лишь в одном слове Бога Всеведущего — где можно будет остановиться в своих сомнениях? Нигде.

Поэтому когда религиозный человек пишет: «Я против однополых браков!» — он в этот момент думает: «Нет, я буду жить вечно, и вы у меня это не отберёте!» И разве можно его переубедить?
05.02.2011 в 17:51

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
Кстати, было подвергнуто сомнению, что гомосексуализм порок: дескать, для гомосексуалистов это субъективно не порок, а является ли это объективным пороком, наносящим вред человеческому естеству - никто не может знать, потому что все мнения - субъективны.

Так вот, откуда я знаю, что гомосексуализм - порок, как и всё прочее, перечисленное ранее? Да, что это порок, об этом говорит Церковь, и я придерживаюсь её точки зрения; но это не единственный источник моего знания.

Древние мудрецы говорили: "Познай самого себя". Я знаю самого себя достаточно хорошо, и поэтому могу вынести свою субъективность за скобки, и таким образом - претендовать на объективное суждение. Это один из главных способов снятия проблемы субъективности, который практикуется в философии. Я знаю, что перечисленное ранее - пороки, потому что я так чувствую.

Правда, в последнее время в философии (в постмодернизме, вообще в той её ветви развития, которая началась с Канта, приобрела ясную форму у шизофреника-Ницше и предстала во всей красе у Хайдеггера, отвергшего всякую логику и здравый смысл, интерпретирующего факты так, как ему хочется, а не так, как оно есть на самом деле) становится популярным другой способ снятия проблемы субъективности - через уничтожение субъекта как такового... Такой подход мне крайне не нравится: на кой мне объективность моего суждения, если меня уже не будет?
05.02.2011 в 17:57

За светом мрак.
Ну, Гость, интересно и справедливо... если взять за аксиому, будто кто-то пытается в чём-то убедить сектанта, относясь к процессу со всей неуместной серьёзностью. -) Вы, конечно, правы.
05.02.2011 в 18:11

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
Ну да, конечно, меня и должны называть сектантом или еретиком и ещё как-то, каким бы я православным ни был... С Христом была та же история.

из Евангелия
05.02.2011 в 19:06

За светом мрак.
Послушник, я и не утверждаю, что вы не православный. Обозначая вас как "сектанта", я лишь иронизировал, намекая на присущую оным сектантам степень неадеквата.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail