Когда человек расходится во взглядах с могучей государственной системой, он поневоле начинает искать союзников. Потому нет ничего удивительного в том, что хотя бы мимоходом он обращается и к Церкви, как организации, «представляющей интересы Бога на Земле». И тут часто наступает разочарование: оказывается, священники думают не как он сам, оказывается, они не зовут на баррикады, не требуют отставки премьер-министра или импичмента Президенту, и даже не предают анафеме банкиров и олигархов. Разочарование рождает логичный, казалось бы, вывод: церковь с властью заодно — им лишь бы только молиться, да стричь деньги с покорной паствы. Однако, так ли все однозначно?
Ни для кого ни секрет, что власть была всегда и всегда были недовольные ею. Церковь, встающая в оппозицию к власти по желанию того или иного диссидента, вынуждена была бы находиться в таком положении вечно. Помимо того, что это не очень похоже на конструктивную позицию, это не отвечает и заповеданному Основателем Церкви. Можно подозревать иерархов в угодничестве по отношению к властям, но можно ли за формулу «кесарево кесарю, а Божие Богу» назвать сторонником симфонии с властью Самого Спасителя? Можно ли обвинить апостола Павла в продажности тоталитарному режиму за его «нет власти не от Бога»?
читать дальше
Эти вопросы невозможно игнорировать, если говорить именно о христианстве, а не о представлениях «прогрессивного человечества» о нем. Увы, сплошь и рядом, культурные и умные люди выдают свои собственные впечатления и ощущения за истинное понимание учения Христа, не удосужившись сверить их с 2000-летней историей Православия.
Так почему Христос не поднял революцию, апостол Павел не отказался от римского гражданства, а Нил Сорский не ушел создавать свою самую Истинно-Катакомбную Церковь? Ведь Христос не мог не знать, что средиземноморский интернационал страдал от тирании римского империализма, а экономика империи основывалась на жестокой эксплуатации рабов. Но Он все-таки не призвал легион ангелов и даже не поднял иудеев на восстание, на которое они так надеялись...
Возможно, объяснение лежит в несколько другой плоскости, чем та, в которую мы привыкли скатываться в своих рассуждениях. Христос пришел подарить людям не рай на Земле, а спасение и жизнь вечную, для чего каждому человеку необходимо, прежде всего, побороть зло внутри себя и взрастить в себе хотя бы ростки евангельского отношения к ближнему («Царствие Божие внутрь вас есть» Лук.17:21).
Зло же - внесоциально. Греху стяжательства подвержены и богатые, и бедные. Поэтому когда бедный говорит, что "пора богачам опять устроить 1917 год", это совсем не означает что он обязательно "святее" олигарха. Не стоит забывать, что многие наши теперешние нувориши когда-то были рядовыми гражданами Советского Союза. Поэтому стал бы наш обличитель при внезапном обретении богатства защитником сирот и нищих, или хотя бы, на худой конец, меценатом - большой вопрос. Причем, исходя из нашего жизненного опыта, надо честно признать, что многие люди, разбогатев, предпочитают забыть о своем пролетарском прошлом и начинают тратить свои деньги в основном в бутиках и автосалонах. Мы обвиняем власти в том, что они заботятся "только о своей мошне", а разве среди простого народа царствует не такая же идеология? Разница не в образе мышления между властью и народом, а в социальном положении. Они плоть от плоти от народа, просто им повезло более, чем остальным — судьба вознесла их на чиновничьи кресла.
Так что же, неужели нельзя критиковать власти или церковноначалие? Конечно, можно и даже нужно, но важно как это делается, кем и какие цели при этом преследуются. Критикам надо осознать, что вирусом стяжательства заражено все наше общество и власть, как часть его. Поэтому для оздоровления обстановки в стране совершенно недостаточно сменить правящую верхушку, на смену которой придет просто другая. Надо копать в двух направлениях: и власть критиковать, и народ из либерального похмелья выводить. Но делать это надо не только выкрикиванием громких лозунгов, а проявляя мудрость, такт и разные подходы к разным людям, как учил Христос: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф.10:16). Этим и занимается Церковь, которая, несмотря на все недостатки и перегибы на местах, остается одним из самых здоровых общественных институтов России, которому до сих пор доверяет большинство народа. И если светские критики сотрудничества Церкви и государства воюют просто за свою власть и за то, чтобы «попы не мешали им жить», то Церковь озабочена будущим страны и судьбой нашего народа.
Кроме виртуальной войны нужна еще и реальная каждодневная работа — а много ли людей ею занимается? Много ли критиков власти и Церкви, разрывающих на себе рубахи for Mother Russia, делают что-либо для этого самого народа? А Церковь делает. Еще не все, что она может в принципе, но даже и это бесконечно больше, чем это делают антиклерикалы.
И не стоит оправдываться, что, дескать, бюджет у власти, а деньги у бизнеса — мы, дескать, ничего сделать не в силах. Да мы, по сравнению со многими бедными людьми — сами олигархи и облегчить их жизнь вполне нам по силам. В России, например, много матерей-одиночек, зачастую молоденьких девчонок, которым просто не на что кормить и одевать своих детей. Мы реально можем им помочь, но для этого надо хотя бы раз в неделю, отменить все свои планы на день, отложить какую-нибудь «очень важную покупку», собрать ненужные вещи и банально отвезти или им самим или в центр помощи.
Понятно, что улучшение морального климата в России - долгий и мучительный процесс, тем более что и церковная организация несет на себе болезни общества. Куда проще перепостить антиклерикальную карикатуру и почувствовать себя победителем Системы. Но без этого медленного эволюционного развития Россия просто обречена на глобальные потрясения, перенести которые она уже едва ли сможет.
Баррикады и революции... Может не будем наступать второй раз на те же грабли?
(с) Успокоитель
А какой у вас взгляд?
1) забота о сохранении и росте личностной и религиозной гордости (не путать с гордыней) и истории;
2) предотвращение кровавых революций и переворотов (что будет, если церковь НЕ будет этим заниматься, мы видели в 1917-м году...)
Следует отметить, что при этом церковь просто обязана делать все это, не пользуясь и отказываясь от всякой помощи со стороны администрации и светской власти. Поскольку при этом она обеспечивает себе лояльность и получает доверие со стороны всех тех, кто властью обижен... Чего в современном мире не наблюдается... Из живых примеров могу рассказать один.
Когда Католической церкви власти Италии предложили ввести уроки католического воспитания, тогдашний папа римский заявил, что не даст ни одного священника на это дело, ибо при условии свободы совести он согласен подписать церковь на подобные занятия лишь при обеспечении возможности просветительской деятельности ВСЕМ религиям...
Собственно резюмируя, на церкви лежит задача альтернативного светскому образования и решения социальных проблем. Ну и своевременного изменения в рамках изменяющейся ситуации и взаимодействия с нейтральными научными группами (психологи, психотерапевты, врачи и так далее).... Ну и на счет работы каждого... Абсолютно согласен...
ЗЫПонятно, что улучшение морального климата в России - долгий и мучительный процесс, тем более что и церковная организация несет на себе болезни общества.
С этим я полностью согласен, и стоит напомнить церкви, что форсирование этого процесса путем вторжения в светские дела лишь вредит, всем...
P.S. прошу прощения, если несколько кривовато... Если возникают вопросы, то с удовольствием вам на них отвечу.
да, церковь не должна получать помощь от властей. получишь помощь--будешь должен, должен, значит попал в зависимость, попал в зависимость--служишь двум господам, служишь двум господам--далёк, далёк от служения богу и тут уж не до увещеваний ибо кредитор скажет: "ты кто такой, чтобы учить меня?! отдай прежде долги." и тут уж не церковь, а пёс хозяйский. это касается и власть "имущих" с их долгами нашим зарубежным врагам. что наши могут? так это, может гавкнуть в их сторону, как бы невзначай, а потом виляя хвостиком и повизгивая смиренно лизать хозяйскую руку.