Ich bereue nichts!
Довольно долгое время было принято считать, что Еврейская Библия (Танах), ничего не говорит о загробном мире и бессмертии души. Более того, некоторые пассажи в Писании как будто намекают на то, что жизни после смерти вообще нет. Плодом невнимательного взгляда на освещение этого вопроса в Танахе, являются всевозможные злоупотребления, вроде гениальнейших выводов, сделанных относительно догматики раннего иудаизма, светочем российской, да что там! - мировой библеистики, Русланом Хазарзаром.
Так или иначе, Танах содержит довольно ясные указания относительно бессмертия души и загробной участи человека, хотя таких указаний и немного. Предлагаю вниманию коллег свой небольшой доклад на эту тему, составленный на основе исследований Шифмана и Тантлевского (в авторитетности этих ученых сомневаться не приходится), и прочитанный мной в Санкт-Петербурге в 2007 году на конференции "Бог. Мир. Человек".

читать дальше

@темы: Религиоведение, Иудаизм, Смерть

Комментарии
26.03.2009 в 22:49

Справедливым будет предположение, что раз в Торе существуют столь категоричные запреты на общение человека с духами умерших и даже на общение с теми, кто способен их призвать, то едва ли возможно, что Еврейская Библия отрицает бессмертие души.
Из того, что атеисты взрывали церкви и расстреливали свещенников не следует, что Бог есть.
Кроме того, если для евреев душа и жизнь - одно и тоже слово, то тем более ни о каком бессмертии души речь не идёт.
Самая распространённая трактовка слова "Шеол" - могила. Так многое становится понятнее.
26.03.2009 в 23:01

Ich bereue nichts!
Ну, атеисты, взрывая церкви, исходили из того, что Бога нет, а религия, порабощающая умы народных масс, есть. Танах запрещает общаться с умершими не потому, что их нет, а потому, что считает это неполезным. Иными словами, приведенная аналогия мне кажется не про то.

Нефеш - дословный перевод "ветер". Руах - "дыхание". Почти синонимы. Но вот в том то и дело, что почти. Нефеш - жизнь, руах - дух. Нефеш безличен, руах - индивидуален.
26.03.2009 в 23:12

John Shooter
А мне кажется, что про то. Борьба с язычеством, аккультизмом и прочими суевериями типично жреческими методами - отпугнуть другой сказкой.

Я о том же. После смерти и дыхание прекращается, и кровь прекращает течь. Бессмертия никаких "нефеш" или "руах" не подразумевается.
26.03.2009 в 23:18

Ich bereue nichts!
Ну, в Танахе, как и в еврейском мистицизме, бессмертие не просто предполагается, оно открыто утверждается. Это конечно не доказывает, что бессмертие на самом деле есть как факт, но то, что о нем говорит Танах, доказывает вполне, а именно об этом я и писал. =)
26.03.2009 в 23:59

John Shooter
«Но я знаю, мой Избавитель жив, и в конце над прахом Он встанет; и после того, как моя кожа уничтожится, однако вне моей плоти я увижу Бога, я сам увижу Его, мои собственные глаза увидят, не другой [человек]…».
Только в этой цитате оно более-менее заметно. В остальных - туманные намёки на что угодно.
27.03.2009 в 00:07

Ich bereue nichts!
Ну, надо читать мидраши. А в этом я, увы, уже не настолько силен. =)
27.03.2009 в 00:30

John Shooter
А без мидрашей неубедительно)
27.03.2009 в 00:50

Ich bereue nichts!
«Но я знаю, мой Избавитель жив, и в конце над прахом Он встанет; и после того, как моя кожа уничтожится, однако вне моей плоти я увижу Бога, я сам увижу Его, мои собственные глаза увидят, не другой [человек]…». Если уж на то пошло, то и этой фразы более чем достаточно для полнейшей убедительности. Речь ведь не о журнале "Лиза", а о Писании. Уверен, что Мишна, живая традиция, шедшая в ногу с Торой, тоже подтверждает сказанное.

Мне, однако, не вполне понятно, что вы хотите сказать? Что жизни после смерти нет; что об этом НИЧЕГО не говорится в Танахе, кроме того, что жизни после смерти нет; что иудаизм не говорит о посмертном бытии человека и что после смерти жизни опять-таки нет?
По первому пункту ничего сказать не могу; по второму - Танах довольно ясно намекает на жизнь после смерти (а подробнее не намекает потому, что у Израиля были очень серьезные проблемы с политеистическими культами и усугублять их пространными теориями о загробном мире не было смысла), да и вообще, иудаизм - это религия жизни и для жизни, для сейчас, а не для потом; по третьему - иудаизм, равно как и мистические течения в нем, говорят о бессмертии души и загробном мире. Более того, некоторые мистические учения вообще говорят о перевоплощении (скорее всего, набрались от греков).

Все вполне понятно. =)
27.03.2009 в 01:31

John Shooter
А теперь мне непонятно следующее: а кто вообще вбросил тему, что евреи не признают жизнь после смерти??
27.03.2009 в 02:06

Ich bereue nichts!
Евреи это признают. Но конкретно в Танахе указаний на эту тему не так много. По этой причине, некоторые невнимательные товарищи делали предположения о том, что Библия ничего не говорит об этом. Читайте внимательнее.
27.03.2009 в 02:23

John Shooter
Сколько людей, столько и трактовок)
27.03.2009 в 09:46

Ich bereue nichts!
Только одни трактовки основаны на незнании материала, а другие - на научном анализе. Шифман и Тантлевский, разумеется, не альфа и омега библеистики, но эти имена очень много значат, причем не только в России. =)
05.04.2009 в 21:58

True love fights to death
Так, к слову:
Невеш - душа, руах - ветер. Я знаю иврит.
06.04.2009 в 00:13

Ich bereue nichts!
La mesure Рад за вас.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail