Сколько может быть друзей?
Говорят, что настоящий друг должен быть один. Ну, или – их не может быть много. Мне часто приходится уворачиваться от таких утверждений, поскольку у меня как раз друзей, которых я считаю самыми что ни на есть настоящими и чрезвычайно близкими, очень много – по всему свету. В основном, за редким исключением, этих людей объединяет санскритское слово «Сангха», которым обозначается сообщество практикующих буддизм, учеников одного и того же Ламы.
"самое важное качество Сангхи – её бесконечная и неизменная радостность"Отношения внутри сангхи можно было бы описать словом «семья», но только это куда глубже и интенсивнее. В семье далеко не всегда люди испытывают друг к другу родственные чувства – кровь еще ничего не решает, все решают связи из прошлых жизней: качество связи зависит от того, чем вы занимались вместе в прошлом. Совместные действия рождают клей, который будет сводить в будущем. Если вы вместе кормили бездомных, связь будет хорошей, а если вместе грабили караваны, то связь будет сильной, но негативной. Если не делали вместе ничего или делали мало, то и не будет тянуть друг к другу.
Говорят, «старый друг лучше новых двух», и по этой причине больше всего ценятся друзья детства, с которыми больше всего совместных экспириенсов. Это так, если считать, что мы живем всего одну жизнь. Но если выйти за рамки такого понимания, оказывается, что можно знать человека пять минут, и совершенно достоверно понимать, что вы знаете друг друга тысячу лет. И, скорее всего, это действительно так.
И вот почти все связи в сангхе такие – мезозойские. Потому что ничто не сводит так сильно, как совместные поиски природы вещей и собственного ума. Это самый сильный и самый позитивный клей.
У меня есть несколько сотен друзей, которых я ощущаю как подкожных: по которым сильно скучаю, которым могу рассказать самое сокровенное и услышать самое сокровенное от них – с полным доверием. К которым примчусь в любое время суток по первому требованию и которые точно так же примчатся ко мне. Друзей, обществом которых я бесконечно наслаждаюсь, которыми безмерно горжусь, которых глубоко люблю.
Сангха – это такое сообщество, в котором нет места конкуренции или исключающей гордости «с этими мы дружим, а с этими нет». Здесь все основывается на искреннем желании видеть в других их прекрасные качества и помогать им расти. Все омрачения расцениваются как временные «очищения», и единственно возможное отношение к ним – здоровое чувство юмора и сочувствие, основанное на идее «такое со всеми бывает, у тебя все получится!». Превыше всего здесь ценится и в действительности практикуется такая удивительная вещь как «сопричастная радость», или просто – сорадость. Это когда в случае чьего-то успеха все остальные радуются за него, вместо того, чтобы ревновать или завидовать. Такое качество очень редко можно встретить в любой, даже самой прекрасной дружбе. Чаще всего друзья готовы любить тебя сирым и убогим, но только не сильным и состоявшимся. Но только не здесь. Здесь людям свойственно думать: «если у него получилось, значит у меня тоже может получиться, класс!».
Еще одним значительным и приятным качеством такой дружбы является «равностность» - один из подвидов любви в буддийском понимании. Равностность основана на идее, что у любого существа есть так называемая «Будда-природа», то есть потенциал развития всех самых лучших качеств. На относительном, иллюзорном уровне существа могут различаться чем угодно, но будда-природа – единственное, что является реальным и неизменным, она у всех одинаково прекрасна. В этом все равны. И это очень крутое обстоятельство. Поэтому, вместо того, чтобы оценивать, насколько кто бы то ни было достоин твоего внимания, можно априори каждого считать удивительным и невероятно классным. И такой взгляд действительно делает всех счастливыми. Ты всегда оказываешься в хорошей компании.
А еще, пожалуй, самое важное качество сангхи – ее бесконечная и неизменная радостность. Я нигде не видела такой концентрации действительно счастливых, расслабленных и постоянно смеющихся людей на квадратный метр, как в наших буддийских центрах. Лучший способ перестать видеть свои проблемы реальными – пойти в бц. Очень расслабляет.
И самое удивительное во всем этом, что здесь нет никакой конкурсной основы, никакого отбора. Нет никаких первоначальных качеств, которыми нужно обладать, чтобы стать частью сангхи. Принимают всех, кроме наркоманов и сумасшедших. То есть, люди оказываются здесь не столько благодаря уже проявившимся качествам, о которых я тут пою, наоборот – эти качества начинают проявляться в ходе буддийской практики.
Медитация – самый действенный инструмент тренировки ума, она позволяет в пределах одной жизни обзавестись всеми этими фантастическими качествами и переносить их из жизни в жизнь. Медитация не является чем-то мистическим или святым, она не имеет никакого отношения к религии или чему-то потустороннему. Нет ничего более практичного и приземленного, чем медитация. Это не что иное, как приучивание своего восприятия работать определенным образом: видеть каждую секунду все чистым, свежим, увлекательным и значительным, полным
возможностей и дружественно настроенным. Медитация – это всего лишь техника, помогающая замещать одни привычки на другие. Привычки, которые достали и не работают, на те, которые работают и позволяют чувствовать себя хорошо.
И это действительно трансформирует людей в соответствии с их пожеланиями. Об этом недавно рассказывал перед общей медитацией в московском бц мой дружочек Андрюха Кордовский, талантливый фотограф, бильд-редактор журнала «Буддизм.ру». Он говорил о том, что практика меняет даже такие закоренелые тенденции в уме, которые казались раньше константой и фундаментом личности. И эти изменения видны не на уровне деклараций, а на уровне непосредственных спонтанных реакций в трудных ситуациях. И даже если ты всю жизнь традиционно наступал на хорошо знакомые грабли, в один прекрасный момент ты вполне можешь перестать это делать. Говорят, что после 30 люди уже не меняются, но буддизм доказывает обратное. Изменения не зависят от возраста. Они зависят от того количества усилий, которые ты вложишь в практику.
Мне кажется, что количество людей, которых ты можешь назвать своими друзьями, зависит от открытости и способности отождествляться с другими, вместо того, чтобы проводить границы. И утверждение «у меня только один настоящий друг» - не повод для гордости, а повод поработать над расширением собственных границ. А вы что об этом думаете?
(с) karch
Но уже сейчас - спасибо
^_____________________________^
Ведь согласно их вере, не существует ни здоровающегося, ни тех, к кому он обращается.
не понял, а куда они подевались?
пост мне понравился и даже очень. но я не видел, увы, таких взаимоотношений в таких размерах. хотя, видел у кришнаитов. вот только настоящее ли это? они действительно любят каждого встречного. но если заглянуть им в глаза, они туманны, как у наркоманов. нет, не потому, что они употребляют наркотики. они постоянно в медитации. некоторые пытались уйти из этой секты. но потом у них начиналась ломка и они возвращались. кстати, такой же эффект наблюдается у других сектантов-христиан, особенно говорящих на других языках во время их общей молитвы. в итоге, если они долго находятся вне секты, становятся очень раздражительными. а те, которых предают анафеме--потом становятся наркоманами или алкоголиками. может быть, с этим же связано лёгкое излечение от наркомании и алкоголизма в сектах.
хочу заметить, я не желаю кого-либо обидеть или как-то задеть. это только личные наблюдения.
любопытства ради сходи в центр Карма Кагью в своём городе и посмотри в глаза этим людям.
Вряд ли ты найдёшь там существ с туманными глазами. У наших ребят очень весёлые цепкие взгляды, хорошо развитая способность к критическому мышлению и прочие совершенные качества
в нашем городе о таком центре я не слышал.
я, конечно, сгустил краски насчёт туманных глаз. не все кришнаиты в постоянной медитации. а у сектантов глаза вообще не мутные. и я совсем уж не говорил о ненормальном мышлении. они тормозят только в вопросах религии. но это только на первый взгляд. у меня на работе 4 сектанта. я помню их сначала и вижу их сейчас, и в разных обстоятельствах. да, морально они изменились в лучшую сторону и значительно. но нужно с человеком пуд соли съесть, чтобы понять, что далеко не всегда внешние проявления соответствуют внутренней сути.
Поэтому буддисты хотят "быть, а не казаться"...
Если действительно интересно, скажите из какого вы города, а я напишу вам адрес местного центра Карма Кагью.
нет, я туда не пойду. я останусь с нашим богом.
Все буддисты(ну хорошо многие) внешне выглядят спокойными. Но внутри... Часто следование этой религии не лишает и не избавляет их от агрессии.
И вообще откуда эта "идея о прошлых жизнях"...Хотелось бы узнать об этом больше....
об этом знали ученики христа и сам христос говорил об этом. например, христианская религия утверждает существование ада. но человеку, однажды родившись, невозможно достичь образа божьего. ведь опыт жизни зависит от условий. к тому же существование ада противоречит законам суда: зуб за зуб, удар за удар... а христианская религия, (я говорю о религии, а не об истинном учении христа) набираясь греха , всех грешников осуждает к аду.
перерождение в новом теле называется реинкарнацией. инкарнация бога в человека--иисус христос; пророка илии--иоанн креститель; великий учёный, возгордившийся своим умом и считающий остальных недоумками--идиот; ведущий в плен--будет уведен в плен; убивающий мечём--от меча погибнет и т.д.