Историческая справка: «Уложение о наказаниях» это, фактически, первый полноценный уголовный кодекс в истории России. Вступил в силу 1 мая 1846 года. Но это не важно.

И так, «О преступлениях против веры».

Глава первая. О богохулении и порицании веры.

Статья 182: Умышленное публичное богохульсво в церкви: Лишение всех прав и на рудники от 12 до 15 лет. Простолюдинам, в довесок, клеймо и 70-80 ударов плетью.
Богохульство в публичном месте: лишение всех прав, от 6 до 8 лет каторги на заводах, простолюдинам, в довесок 40-50 плетей и клеймо.

Статья 183: Учинивший богохуление не в публичном месте, но при свидетелях, с целью поколебать их веру или ввести в соблазн: ссылка в двльнюю Сибирь. Простолюдинам, в довесок, 20-30 плетей.

Статья 184: Публичное порицание христианской веры, Православной церкви или таинств: то же что и за публичное богохульство (ст.182). То же, не в публичном месте — по 183 ст.

Статья 185: Недонесение на богохульника предусматривает от полугода до года тюрьмы или арест на от трех недель до трех месяцев, в зависимости от обстоятельств.

Статья 186: Неумышленное богохульство («слова, имѣющія видъ богохулеія») в публичном месте по неразумению, невежеству или пьянству: заключение в смирительном доме от полугода до двух лет. По обстоятельствам человек мог лишатся некоторых прав, таких как право голоса, право быть избранным, право занимать руководящие должности.

Статья 187: Производство и распространение богохульной литературы (поношение святых, порицание веры или православной церкви). Лишение всех прав и ссылка в дальнюю Сибирь. Простолюдинам 20-30 плетей в довесок.

Статья 188: Язвительные насмешки и кощунство, высказывание неуважения к церковным правилам и обрядам: от полугода до года тюрьмы. То же, но по неразумию, незнанию или пьянству: от трех недель до трех месяцев ареста.

Статья 189: Изготовление и/или распространение предметов культа «въ соблазнительномъ видѣ» с умыслом поколебать уважение к святыне приравнивается к богохульству (ст. 183), с соответствующим наказанием. То же, но неразумению или невежеству — 3-6 месяцев тюрьмы или аресту от трех недель, по обстоятельствам.

Глава вторая. О отступлении от веры и постановлений церкви.

Раздел первый. О отвлечении и отступлении от веры.

Статья 190: За отвлечение от любой христианской конфессии в любую нехристианускую веру, уговорами и обольщениями: лишение всех прав и ссылка «въ каторжную работу в крѣпостяхъ» на 8-10 лет. Простолюдинам, в довесок клеймо и 50-60 плетей.
За отвлечение, с применением насилия: лишение всех прав, 12-15 лет рудников. простолюдинам, в довесок клеймо и 70-80 плетей.

Статья 191: Отступившего из любой христианской конфессии в любую не-христианскую веру: отсылка к «духовному начальству» прежнего исповедания, с лишением всех прав до возвращения в веру. Все их имущество на это время «берется в опеку»

Статья 192: Иудеи и Мусульмане вступившие в брак с христианами, не имеют права воспитывать детей в своей вере, совращать домочадцев в свою веру и препятствовать оправлению их религиозных надобностей. За не соблюдение: брак расторгается, виновный лишается всех прав и высылается в дальнюю или ближнюю Сибирь, по обстоятельствам.

Статья 193: Евреи, хоть и не совращающие христиан, но держащие их для домашних услуг, кроме случаев, законом дозволенных, приговариваются к штрафу по 5 рублей/сутки. За повторное наоушение, к штрафу прибавляется арест от трех недель до трех месяцев.

Статья 194: Даже в когда евреям дозволен иметь в услужении христиан, они не имеют права держать женщин-христианок «в однихъ с собою домахъ». Штраф: 100-200 рублей. Первое взыскание +50% за каждое последующее нарушение.

Статья 195: За совращение православного в иную христианскую конфессию, совратитель лишается всех особенных привелегий и ссылается в Томскую или тобольскую губернии. Для простолюдинов — 50-60 ударов розгами и на год или два в исправительные арестантские роты.
Если это же совершено с применением принуждения и насилия: лишение всех прав и ссылка на поселение в Сибирь. Непривилегированным членам общества 10-20 плетей в подарок.

Статья 196: Отступившие от православие в иную христианскую конфессию: отсылаются к начальству церковному для увещевания и вразумления и поступления с ними по правилам церковным. До возвращения в православие человек не может распоряжаться своим имуществом, крепостными, воспитывать детей и жить в своем доме.

Статья 197: За сочинения и прововеди, пропагандирующих другую религию или конфессию:
- В первый раз — лишение некоторых прав (права голоса, право быть избранным, право занимать руководящие посты) и заключение в смирительный дом от года до двух.
- Во второй раз — Заключение в крепость на срок от четырех до шести лет. С тем же ущемлением в правах.
— В третий раз — ссылка в Томскую или Тобольскую губернии. Граждан второго сорта — 60-70 розог и 2-4 года штрафбата.

Статья 198: Если родители, которые по закону полжено воспитывать детей в православной вере, воспитывают их в другой христианской конфессии: один-два года тюрьмы, лишение родительских прав. Детей отдают на воспитание православным родственникам. За неимением родсвенника правительством назначается православный опекун.

Статья 199: За препятствование перехода в православную веру — три-шесть месяцев тюрьмы. С применением угроз, шантажа или насилия: Лишение некоторых прав и заключение в смирительном доме на 2-3 года. Плюс такому человек запрешалось иметь православных крепостных и управлять имениями, в коих находятся православные.

Статья 200: Если твоя жена, дети или другие, над кем тебе назначено попечение решит порвать с православием, и ты будешь будешь недостаточно активен, чтобы заставить их отказаться от такого шага — от трех дней до трех месяцев ареста. Если же ты и сам при этом православный — предавайся церковному покаянию.

Статья 201: Если священник другой концессии заведомо допустит православного или его детей до своих таинств (исповедь, причащение и т.п.), в первый раз священника вышлют на полгода-год, во второй раз лишат сана и отдадут «под надзор полиции». Самому православному грозит строгий выговор «за несогласную с важностью звания неосмотрительность».

Статья 202: Лица иностранного духовенства изобличенные в преподавании малолетним православным катехизиса, даже без намерения привить иную веру, в первый раз высылаются из родных мест на срок от года до трех, во второй раз — лишаются сана, сажаются на год-два в тюрьму, и поо ывходу передаются под надзор полиции.

Статья 203: Римско-католическое духовенство, в западных губерниях, хоть и не пытавшиеся совратить, но имевшие в услужении православных приговариваются к штрафу в 10 рублей/человек.

Статья 204: Неправославным священникам, за принятие в свою конфессию, без особого на то разрешения от властей, иноверных подданных Империи в свою конфессию: первые два раза — строгий выговор, третий — удаление от должности на два года, четвертый — лишение духовного сана и всех привелегий с этим связанных.

Статья 205: Публичное обсуждение разницы в вероисповеданиях, по обстоятельствам: строгий выговор, 10 рублей штрафа или от трех до семи суток ареста.

@темы: Православие, Христианство

Комментарии
18.03.2010 в 19:07

Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Слушайте, интересно. А существуют ли данные о реально осужденных по этим статьям? Ну, то есть в таком-то году по таким-то статьям в такой-то губернии были столько-то дел рассмотрено, столько-то человек признали виновными, столько-то понесли наказание? Есть где-нито такая подборка с опорой на факты?
18.03.2010 в 19:11

Tille Есть такие данные:

Тарновский С. Религиозные преступления в России // Вестник права. - 1899. - № 4. - С. 1 - 27
Автор исключает из числа рассматриваемых им преступлений святотатство (т. е. кражи в церквях), лжеприсягу и разрытие могил - как не имеющие религиозной специфики. Остаются:
1. богохульствование, порицание веры, нарушение порядка в церквях;
2. отвлечение и отступление от веры, ереси и расколы;
3. скопчество.
Оговаривается, что нарушение порядка в церквях дает не более 3-4 подсудимых за год. Всего, среднее количество подсудимых за год
1885-1889 1890-1894
1. богохульствование,
порицание веры, 277 452
нарушение порядка
в церквях
2. отвлечение и
отступление от веры, 165 450
ереси и расколы
3.cкопчество 37 22
Во избежание недоразумений напоминаю, что это среднее количество за ГОД, то есть, чтобы получить общее количество, следует умножить на пять.
В 9 судебных округах с 1884 по 1894 год число религиозных преступлений увеличилось на 153 %, а число обычных преступлений выросло на 14 %. "Религиозные преступления в России растут, растут несравненно быстрее, чем обычные преступления", - таков вывод автора.
18.03.2010 в 19:17

Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Мда. Вот что бывает, если церковь не отделена от государства. И церкви вредно, и государству не полезно.
18.03.2010 в 19:28

Tille А церкви-то какой вред?
18.03.2010 в 19:40

Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Ее реальный авторитет сильно снижается. Когда церковь отделена от власти или даже оппозиционна ей, то у прихожан отношение к церкви как к общине верующих другое. Более уважительное. Да и желающих "примазаться" меньше.
18.03.2010 в 19:44

Tille А мы имели где-нибудь, когда-нибудь сильную церковь не связанную с политикой и борьбой за власть?
18.03.2010 в 19:57

Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Что называть "сильной церковью"? Непосредственное политическое влияние? Тогда, конечно, нет. А поскольку церковь - это люди, а люди рвутся к власти в каком-то своем проценте, то и церковь всегда - причем любая - пытается пристроиться к власти так или иначе. И этим очень вредит себе.
С другой стороны, решать проблемы - даже чисто организационные - когда твоя организация так велика, не имея "наверху" связей - практически нереально.
18.03.2010 в 20:10

Tille То есть церкви без сродства с госаппаратом не бывает? Ну а что по поводу "авторитеной" церкви?
18.03.2010 в 20:53

Get lucky
Виоль д*Амур Современный католицизм.

Вот вам пример, когда церковь сама по себе. Tille в принципе прав, хотя учитывая некоторые особенности церкви как социального института полного отрешения церкви от государства не получится, по причине того что верующие это народ. Однако когда сама церковь дистанцируется от государственной власти, это действительно влияет на авторитет оной как власти не мирской но духовной. При этом под эгидой единой веры могут создаваться партии и общественные объединения которые имеют моральную поддержку и одобрение церкви. Подобные партии хоть и являются рычагом давления на власть со стороны церковной организации, однако же ограничивают воздействие оной на власть тем, что давление происходит опосредовано. Сами же партии при этом стремятся "к продвижению в мир идеалов своей веры". Это если коротко.
25.03.2010 в 20:08

Сигурд Лис Уж лучше бы этот католицизм под властью какого-нибудь царька находился, ей-ей! Уж такого они натворили. И все ради высоких духовных идеалов как бы. ;) На самом же деле, общества куда проникала эта секта, стремительно начинали беднеть, а их богатства перетекали в бездонные карманы папы. Ту же Польшу взять, те же колонии. Не даром как только усилился класс буржуа, так тут же и дал пиявкам хорошего пинка. В деньгах-то буржуи понимают.
25.03.2010 в 21:49

Get lucky
Виоль д*Амур , в случае с православием ситуация не многим другая... Правда касается она интеллектуального развития. Да с финансвым благополучием не многим лучше. Если не хуже.
29.03.2010 в 22:32

Сигурд Лис РПЦ скоро всех зомбипроизводителей обскочет. Читаете, какие акции предпринимаются для стравливания русских с народами мусульманских стран? Дело то перспективное и прибыльное, и деньги вкладывают немалые. Потому качество промывания православных мозгов будет возрастать. Итак полно агрессивных дебилов в Курятнике.
30.03.2010 в 23:20

Get lucky
Виоль д*Амур , да я в курсе...
28.04.2010 в 20:51

Какая милая подборка:-D. В цитатник, а то все "мусульмане злые, мусульмане злые"...
03.07.2010 в 23:50

В цитатник!

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail