Автор Таамей Минhагим приводит слова Радака о том, что "Есть морская рыба, которая не плавает по субботам и отдыхает весь день недалеко от берега или от скал". В книге Пардес hа-Мелех приведена чудесная история о мудром человеке, который исследовал все, что касается региона обитания этой рыбы, и выяснил, что она водится только в Персии, отправился туда, и увидел, как на закате в пятницу она падает на сушу. Всю субботу гои били ее мечами и дротиками, но она не сдвинулась с места вплоть до самого исхода субботы.
"Есть рыба, похожая на длинную змею - ее называют ульза. Если разрезать ее на несколько частей и выбросить, части сольются в единое целое" (Хохмат hа-Нефеш, от автора Рокеаха).
"Есть рыба, которая отрыгивает жвачку. Она называется фиш" (Мидраш Тальпиот от р. Элияhу бен-Авраам Шломо hа-Коhен из Измира, умер в 1729 г.).
В трактате Авода Зара (40а) приведен спор мудрецов по вопросу о том, может ли некошерная рыба метать икру. Рабби Достай считает, что некошерная рыба никогда не мечет икру, а рабби Зейра полагает, что некошерная рыба может метать икру, но только их потомство зарождается внутри, а у кошерной рыбы потомство зарождается снаружи (Рождаются после того, как рыба мечет икру - Раши).
Гемара в Авода Зара, 39б, указывает признак, по которому можно узнать, кошерна ли рыбная уха: "Какая уха кошерна? - Та, в которой одна килбит... плавает" - Раши поясняет: "Килбит (маленькая рыбка) - вырастает сама по себе в кошерной ухе, а если уха из некошерных рыб, то килбит в ней не вырастет".
Хулин, 66а: "Если сейчас у рыбы есть чешуя, а потом она ее сбросит в тот момент, когда ее вытаскивают из воды, как это делают, например, акунас и апунас (виды тунца)... ее можно есть"
Иерусалимский Талмуд, трактат Таанит, гл. 4, стр. 69б: "Рабби Хананья, сын рабби Абаhу, сказал: есть семьсот видов кошерных рыб, восемьсот видов кошерных кузнечиков и без числа птиц - все они отправились вместе с евреями в вавилонское изгнание. А когда евреи вернулись, все они вернулись вместе с ними, кроме рыбы под названием шибута. А как же рыбы отправились в изгнание? Рабби Хуна, сын рабби Йосефа, говорит, что они ушли и вернулись подземными путями".
"Есть рыба, похожая на длинную змею - ее называют ульза. Если разрезать ее на несколько частей и выбросить, части сольются в единое целое" (Хохмат hа-Нефеш, от автора Рокеаха).
"Есть рыба, которая отрыгивает жвачку. Она называется фиш" (Мидраш Тальпиот от р. Элияhу бен-Авраам Шломо hа-Коhен из Измира, умер в 1729 г.).
В трактате Авода Зара (40а) приведен спор мудрецов по вопросу о том, может ли некошерная рыба метать икру. Рабби Достай считает, что некошерная рыба никогда не мечет икру, а рабби Зейра полагает, что некошерная рыба может метать икру, но только их потомство зарождается внутри, а у кошерной рыбы потомство зарождается снаружи (Рождаются после того, как рыба мечет икру - Раши).
Гемара в Авода Зара, 39б, указывает признак, по которому можно узнать, кошерна ли рыбная уха: "Какая уха кошерна? - Та, в которой одна килбит... плавает" - Раши поясняет: "Килбит (маленькая рыбка) - вырастает сама по себе в кошерной ухе, а если уха из некошерных рыб, то килбит в ней не вырастет".
Хулин, 66а: "Если сейчас у рыбы есть чешуя, а потом она ее сбросит в тот момент, когда ее вытаскивают из воды, как это делают, например, акунас и апунас (виды тунца)... ее можно есть"
Иерусалимский Талмуд, трактат Таанит, гл. 4, стр. 69б: "Рабби Хананья, сын рабби Абаhу, сказал: есть семьсот видов кошерных рыб, восемьсот видов кошерных кузнечиков и без числа птиц - все они отправились вместе с евреями в вавилонское изгнание. А когда евреи вернулись, все они вернулись вместе с ними, кроме рыбы под названием шибута. А как же рыбы отправились в изгнание? Рабби Хуна, сын рабби Йосефа, говорит, что они ушли и вернулись подземными путями".
Ах да, Талмуд для евреев - не столько религиозная книга, насколько мне известно, сколько сборник рекомендаций о том, как надо жить.
Первый абзац - о необходимости соблюдения субботы: дескать, если рыба соблюдает субботу, а ты - нет, то ты хуже какой-то паршивой рыбы - соблюдай субботу!
Второй абзац - метафора о еврейском народе, что он, даже если разделён, рассеян по всему миру, то всё равно собирается воедино (эта особенность отличает его ото всех остальных народов).
Ну и остальное тоже следует понимать метафорически.
Кажется, ещё там (в Талмуде) написано, что помыв руки в умывальнике, нужно ещё всполоснуть кран, в таком духе... А понятие "кошерное" у них родственно нашему понятию "соответствующее санитарным нормам". По-крайней мере у них такое к этому отношение - я в своё время жил в еврейской общине =)