"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
Добродетель есть некоторый принципиальный образ действий, ведущий к определённому благу. В сущности, понятие добродетели хорошо описывается гипотетическим императивом Канта: "Если хочешь ..., то ..." (нужное вставить). Например, общеизвестное "если хочешь быть здоров - закаляйся".
Аристотелева концепция добродетели как «золотой середины» в православном вероучении не встречается, по-крайней мере в явном виде. Так например самооценка индивида должна быть не больше и не меньше, чем он есть на самом деле – в точности соответствовать действительности; крайности в роде «самый хороший» или «самый плохой» - ложь, суть гордыня (потому что "самый") и не приветствуются. Правильная самооценка индивида не образуется нахождением некой «середины» между двумя этими крайностями, которая была бы лишь некоторой «усреднённой» ложью, а обнаруживается путём очищения индивида от ложных мнений о себе. Вообще, целью добродетели в христианстве является Бог, а счастье и прочие блага являются лишь несущественным побочным эффектом, который, впрочем, необходим для оценки успешности индивида в добродетели. Кантовское понимание добродетели как долга достаточно хорошо соотносится с православным вероисповеданием, однако достаточно однобоко и неполноценно: да, добродетель есть долг христианина, однако этот долг – не самоцель, более того, сам по себе (без Бога) он лишён смысла.
Отдельным христианам, как правило, не дано Богом победить собственную греховность исчерпывающим образом, в полном объёме - сделаться безгрешным. Поэтому дело христианина маленькое - определить, какая добродетель ему дана Богом, и сосредоточить свои усилия в ней. А одна добродетель, будучи искренне исполняемой, говорят святые отцы, привлекает за собой все прочие.
Аристотелева концепция добродетели как «золотой середины» в православном вероучении не встречается, по-крайней мере в явном виде. Так например самооценка индивида должна быть не больше и не меньше, чем он есть на самом деле – в точности соответствовать действительности; крайности в роде «самый хороший» или «самый плохой» - ложь, суть гордыня (потому что "самый") и не приветствуются. Правильная самооценка индивида не образуется нахождением некой «середины» между двумя этими крайностями, которая была бы лишь некоторой «усреднённой» ложью, а обнаруживается путём очищения индивида от ложных мнений о себе. Вообще, целью добродетели в христианстве является Бог, а счастье и прочие блага являются лишь несущественным побочным эффектом, который, впрочем, необходим для оценки успешности индивида в добродетели. Кантовское понимание добродетели как долга достаточно хорошо соотносится с православным вероисповеданием, однако достаточно однобоко и неполноценно: да, добродетель есть долг христианина, однако этот долг – не самоцель, более того, сам по себе (без Бога) он лишён смысла.
Отдельным христианам, как правило, не дано Богом победить собственную греховность исчерпывающим образом, в полном объёме - сделаться безгрешным. Поэтому дело христианина маленькое - определить, какая добродетель ему дана Богом, и сосредоточить свои усилия в ней. А одна добродетель, будучи искренне исполняемой, говорят святые отцы, привлекает за собой все прочие.
Псалом 359 не существует, их всего 151. )
Молиться по заповедям - это как? Нет таких заповедей, кроме одной только "отче наш" )
Анафематствовать всех подряд - не хорошо )
...ох, если бы иноки не знали мира страстей, я бы первым в иноки записался... )))
Текст поста мой, а за комментарии "гостей" я не отвечаю ))
Видимо мы не на одной волне. У вас тут бунт против Бога и Церкви, а я не понимаю этого - в нём нет никакого смысла: ради чего? Чтобы беспрепятственно непотребствами заниматься? Тоже мне радость. Я мёртв для такой жизни )))