"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
Добродетель есть некоторый принципиальный образ действий, ведущий к определённому благу. В сущности, понятие добродетели хорошо описывается гипотетическим императивом Канта: "Если хочешь ..., то ..." (нужное вставить). Например, общеизвестное "если хочешь быть здоров - закаляйся".

Аристотелева концепция добродетели как «золотой середины» в православном вероучении не встречается, по-крайней мере в явном виде. Так например самооценка индивида должна быть не больше и не меньше, чем он есть на самом деле – в точности соответствовать действительности; крайности в роде «самый хороший» или «самый плохой» - ложь, суть гордыня (потому что "самый") и не приветствуются. Правильная самооценка индивида не образуется нахождением некой «середины» между двумя этими крайностями, которая была бы лишь некоторой «усреднённой» ложью, а обнаруживается путём очищения индивида от ложных мнений о себе. Вообще, целью добродетели в христианстве является Бог, а счастье и прочие блага являются лишь несущественным побочным эффектом, который, впрочем, необходим для оценки успешности индивида в добродетели. Кантовское понимание добродетели как долга достаточно хорошо соотносится с православным вероисповеданием, однако достаточно однобоко и неполноценно: да, добродетель есть долг христианина, однако этот долг – не самоцель, более того, сам по себе (без Бога) он лишён смысла.

Отдельным христианам, как правило, не дано Богом победить собственную греховность исчерпывающим образом, в полном объёме - сделаться безгрешным. Поэтому дело христианина маленькое - определить, какая добродетель ему дана Богом, и сосредоточить свои усилия в ней. А одна добродетель, будучи искренне исполняемой, говорят святые отцы, привлекает за собой все прочие.

@темы: Православие, Философия

Комментарии
27.02.2012 в 01:50

БРАТИЯ И СЕСТРЫ, Я СЕГОДНЯ ШЁЛ К ЗАУТРЕННЕЙ ПО МОНАСТЫРЮ И УВИДЕЛ ПОСЛУШНИКА В РЯСЕ "ЯСВЯТОЙ", НУ Я ПЕРЕКРЕСТИЛСЯ И СМИРЕННО НАЛОЖИЛ НА НЕГО ЕПИТИМЬЮ НЕДЕЛЬНОГО ПОСТА И ОКОРМИЛ ЕГО ПСАЛМОМ "НЕ ЛЮБЛЮ ГОРДЫНЮ И МУЖЕЛОЖЕСТВО", ПОТОМУ ЧТО Я СЛАВЛЮ ГОСПОДА 359 ПСАЛМОМ, БРАТИЯ ДУХ ИСТИННОГО ПРАВОСЛАВИЯ ЖИВЁТ ТОЛЬКО В МОНАСТЫРЯХ, ГДЕ МОЛЯТСЯ ПО ЗАПОВЕДЯМ ИСУСА ХРИСТА ГОСПОДА НАШЕГО, ГДЕ ИНОКИ ЖИВУТ ПИЩЕЮ ДУХОВНОЙ, ПРАВЕДНОСТЬЮ И НЕ ЗНАЮТ МIРА СТРАСТЕЙ! ТОЛЬКО ПСАЛОМ 359, ТОЛЬКО ПЕСНОПЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ!!! КИРИЕ ИСУСЕ МОНАСТЫРЬ!!! братия анафемствуйте католиков, атеистов, еретиков, язычников, умиротворяйтесь на проповедях, любите свою Церковь, братьев во Христе и Православие! ГОВОРИТЕ СМИРЕННО И ТИХО ПРЯМО В ЛИЦЕ! АМИНЬ!
27.02.2012 в 04:33

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
Странный какой-то комментарий, да ещё и с ошибками. ))
Псалом 359 не существует, их всего 151. )
Молиться по заповедям - это как? Нет таких заповедей, кроме одной только "отче наш" )
Анафематствовать всех подряд - не хорошо )
...ох, если бы иноки не знали мира страстей, я бы первым в иноки записался... )))
27.02.2012 в 04:42

Послушник, интересно разговаривать с копипастой?
27.02.2012 в 04:49

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
Гость, ась? Кто здесь копипаста? )
Текст поста мой, а за комментарии "гостей" я не отвечаю ))
27.02.2012 в 05:07

Совсем тупой что ли, уже не знаешь, когда и с кем говорил?
27.02.2012 в 14:28

"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
Гость, нет, не узнаю - но это не значит, что я тупой. Я много с кем говорил, а вас, анонимусов, не различаю ) Научитесь мысли выражать, чтобы я вас мог понимать )))

Видимо мы не на одной волне. У вас тут бунт против Бога и Церкви, а я не понимаю этого - в нём нет никакого смысла: ради чего? Чтобы беспрепятственно непотребствами заниматься? Тоже мне радость. Я мёртв для такой жизни )))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail