Олимпиада по "Основам православной культуры"Для "Новостей Петербурга"
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ХАЛТУРЫ
Благословленная покойным патриархом Алексием Всероссийская олимпиада по основам православной культуры превращается в посмешище.Открывая страничку юмора в какой-нибудь газете, многие первым делом ищут отрывки из школьных сочинений. Там такое встречается, что никакому Жванецкому или Задорнову не придумать!
«Когда туман pассеялся, князь увидел татаpо-монгольское иго», – описывает одно дитятко начало Куликовской битвы. «В отсутствие Онегина Татьяна часто ходила в его кабинет, где постепенно из девушки превращалась в женщину», – рассказывает о тонкостях взаимоотношений пушкинских героев другое. «Маша имела сношения с Дубровским через дупло», – развивает тему третье.
Но это обычные мальчики и девочки, мечтающие рвануть с урока на дискотеку. В рефератах на Олимпиадах, куда попадают работы школьников, всерьез интересующихся предметом, такие ляпы редкость. Точнее, были таковой – до завершения регионального этапа Всероссийской олимпиады по недавно введенным «Основам православной культуры».
читать дальше
Мероприятие, благословленное еще покойным патриархом Алексием и проходящее под лозунгом «Русь Святая, храни веру Православную!», должно было продемонстрировать маловерам, сколь успешно светские и духовные власти внедряют новый предмет, а благодарные чада просветляются и преисполняются благодати.
Просветленные чада зажгли не по-детски. Почему-то особенно «повезло» в их скорбных трудах святому Сергию Радонежскому. В одной из работ он получил высокое звание «Монарх московской церкви». В другой сообщается, что по молитвам Сергия «дети учились хорошо в школе, а студенты успешно сдавали экзамены в вузы». «Быть грамотным было для него не важно. Он стал монахом», – бодро настрочил ребенок, явно меряя святого Сергия по себе.
Еще хуже пришлось несгибаемому блюстителю старинных православных обрядов протопопу Аввакуму. В творениях юных олимпийцев он фигурирует как Протопок Овакум, Протанов Авакур и Протокот Авокун.
Из русских царей особой любовью участников пользуется Иван Грозный. В олимпиадных работах можно ознакомиться с притчей о его блудном сыне и узнать, что «Кончину Ивана Грозного можно назвать христианской – его же не убили, он умер своей смертью!». Не меньше, чем грозному государю, повезло и его заклятому врагу князю Курбскому. Высокородного предателя последовательно обозвали Курдским, Кубанским, Кубинским и даже Крупским.
«Храм св. Софии есть в Константинополе, Татарстане и Википедии», – бодро излагает нам один юный знаток православия. «Имя «Казанская» Богородица получила потому, что Она жила в Казани», – смело правит Новый Завет его конкурент. «Опера «Жизнь за царя» создана в 1836 году. Автор этого произведения – Иван Сусанин», – гордится своей эрудицией еще один полуфиналист…
Повторяю: речь идет не об обычных сочинениях, а о работах, прошедших школьные и муниципальные Олимпиады по всей России, включая и наш край! Наличие в них таких шедевров доказывает либо отвратительное качество преподавания, либо глубочайшее равнодушие детей и учителей, а, скорее всего, и то, и другое.
Удивляться тут нечему. Внедрение искусственного и по большому счету бессмысленного предмета при отсутствии нормальных учебных пособий и квалифицированных преподавателей только к такому результату и приводит. И это еще самый безобидный вариант. Если «Основы православной культуры» будут внедрять и далее (а в некоторых областях они уже не факультативный, как предполагалось ранее, а обязательный предмет), их начнут просто ненавидеть, как уроки Закона Божьего перед 1917 годом и комсомольские собрания в последние годы советской власти.
Между тем позорища на Олимпиаде и многочисленных скандалов, связанных с внедрением «Основ» в школы, можно было бы избежать. Ведь куда проще и не навязчивей знакомить школьников с ролью православия в культуре России, дополнив программы по истории, литературе и краеведению, что, собственно, и так делается.
Давно найдены способы и более глубокого приобщения детей к вере. Существуют частные школы и внешкольные учебные заведения, где Закон Божий дают в комплексе с предметами, которые на самом деле привлекают ребят. От народных промыслов до подготовки к службе в десантных войсках или спецназе. До сих пор не могу забыть батюшку одного из монастырей Рязанской области, который попросил посетителей обители пожертвовать ей несколько аквалангов. Потому что у мальчиков с рукопашным боем, парашютными прыжками и огневой подготовкой все в порядке, а с подводными диверсиями проблемы – аппаратура вышла из строя!
Ну, а высший пилотаж – создание элитных православных учебных заведений, куда, несмотря на свирепые экзамены и строжайший постно-молитвенный режим, народ будет валом валить. Задача архисложная, но и результат может получиться впечатляющий. Зарубежный опыт есть: от британских частных школ до католических орденов типа Opus Dei.
Создание подобных учебных заведений особо важно для России. Отсутствие механизма воспроизводства элиты, у которой высокие деловые качества сочетались бы с жестким этическим кодексом, немало способствовало катастрофам 1917 и 1991 годов. Но строить такие питомники долго, скучно и главное – не предполагает скорейшего отчета перед начальством и ударного освоения выделенных средств.
Гораздо проще равняться на комсомольских вожаков брежневской эпохи, вовремя отчитываться о внедрении в очередные 999 школ «Основ православной культуры» или создании в 666 районах отделений очередных «Наших». Начальство подпишет бумажку, передаст ее самому высокому начальству, выдаст премиальные – и можно с мужиками на рыбалку ехать. А через пару десятилетий оглядеться вокруг и возопить в небо: «Опять масоны проклятые Россию сгубили!».
"Когда мученики шли на казнь, они не отрекались от веры. От них пытались избавиться как от свидетелей. Враги думали, что если "свидетелей" уничтожат, то искоренят саму веру"
"Если человек принял мученическую кончину, то он приблизился к Богу и его смерть является свидетельством того, что люди не приняли жертву Христа. И продолжают нарушать заповедь "Не убий"
"Мученики являются свидетелями жестокой измены человека Богу. Подвергаясь действию сил сатаны, злые люди их убивают и презирают"
"Мученики стали свидетелями, увидев прямую дорогу в рай, по которой прошел Иисус Христос"
"Мученики своей смертью свидетельствуют об истинности и торжестве Православия"
"Я понимаю выражение "зарыть свой талант в землю" так: если нам Господь Бог дает возможность быть добрыми, отзывчивыми, милосердными, то не нужно быть жестоким и злым человеком"
"Когда Бог создавал жизнь, людей, зверей, Он говорил: "Гнездо - птицам, дом - человеку!"
"В Евангелии истолкованы все слова и происшествия мира"
"Преподобный Сергий служит мне примером для подражания. И если кто с ним не согласен, мне тот человек не друг!"
"Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть".
"Яблоко в Библии плод греха. Поэтому людям, у которых в семье был покойник, нельзя есть яблоки до Спаса, чтобы искупить грехи умершего".
"Когда Давид писал псалмы, ему мешали жабы. Он приказал их выгнать, но после этого все равно одна жаба осталась и сказала, что тоже хочет славить Бога. И тогда Давид произнес: "Всякое дыхание да хвалит Господа!"