отрывок из книги Ирофея Влахоса "Православная Психотерапия"....
Прежде всего следует подчеркнуть, что учение о страстях присутствует не только в святоотеческих сочинениях, но и в Священном Писании. Апостол Павел говорит о плоти. Известно, что плотским человеком, в понимании апостола, является тот, кто лишен действия Всесвятого Духа:
"...плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся" (Гал. 5:17).
Затем апостол определяет дела плоти, то есть ее страсти:
"Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5:19-21).
В Послании к Римлянам апостол Павел также перечисляет дела плоти – страсти, которые терзают все наше существо. Характерны его слова о покинувших Бога и служивших идолам:
"И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы" (Рим. 1:28-31).
В письме к своему ученику Тимофею апостол описывает состояние людей в последние дни:
"Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2Тим. 3:1-5).
Из трех приведенных нами цитат хорошо видно все состояние человека, находящегося далеко от Бога. Это поистине "рентгеновский снимок" человеческой души, где господствуют страсти. Однако перейдем к анализу страстей, содержащемуся в святоотеческих трудах.
читать дальше
По словам преподобного Максима, основной страстью, от которой происходят и рождаются все остальные, является самолюбие. Самолюбив тот человек, который чрезмерно любит самого себя и служит самому себе. Когда внимание человека отвлекается от Бога, так что он не заботится о том, чтобы соединиться с Ним и выполнять Его святую волю, то человек неизбежно обращается к самому себе и постоянно желает себе угождать. "Берегись, – советует преподобный Максим, – матери зол, самолюбия, которое есть неразумная любовь к телу". От страсти самолюбия "рождаются три первые и родовые страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие". От этих трех помыслов "рождается все племя страстей".
В другом месте преподобный, описывая ужасные последствия самолюбия, называет его матерью, которая имеет много дочерей. "Многоядение и сластоядение бывают причиною нецеломудрия; сребролюбие и тщеславие – ненависти к ближнему; мать их – самолюбие – есть причина обоих".
В своих "Вопросоответах к Фалассию" преподобный Максим перечисляет порождения самолюбия, разделяя их на две категории. К первой из них относятся страсти, вызванные стремлением к наслаждениям, а ко второй – стремлением избежать страдания.
Страсти, отнесенные к первой группе, таковы:
"чревоугодие, гордость, тщеславие, чванливость, сребролюбие, жадность, насилие, кичливость, хвастовство, безрассудство, безумие, самомнение, спесь, презрение, наглость, пошлость, плутоватость, распущенность, разнузданность, легкомысленность, превозношение, тупость, притворство, насмешливость, многоглаголание, невовремяглаголание, срамословие и все другое подобного рода".
Во вторую категорию преподобный Максим включает:
"гнев, зависть, ненависть, вражду, памятозлобие, поношение, злословие, клевету, печаль, отчаяние, безнадежность, отвращение от промысла [Божия], беспечность, нерадение, уныние, подавленность, малодушие, безвременное стенание, плач, сетование, жалобный вопль, ревность, соперничество и [всякие] другие страсти, которые свойственны [нашему] душевному состоянию, когда мы лишаемся оснований для наслаждения"
...
По словам преподобного Иоанна Дамаскина, душа подразделяется на три силы, то есть разумную, раздражительную и вожделевательную. Грехи разумной силы таковы: неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность и соизволения на грехи, происходящие от страстной силы в душе... Грехи раздражительной силы суть следующие: жестокосердие, ненависть, несострадательность, злопамятство, зависть, убийство и постоянное помышление о подобном сему... Грехи вожделевательной силы суть следующие: чревоугодие, прожорство, пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, распутство, корыстолюбие, вожделение пустой славы, золота, богатства и плотских удовольствий.
Тот же святой описывает и восемь всеобъемлющих порочных помыслов, связанных, естественно, с соответствующими страстями, поскольку в результате помыслов возникают грехи, которые развиваются в страсти. Это помыслы "чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости".
...
По словам преподобного Максима, "из страстей иные суть телесные, иные душевные. Телесные от тела получают повод, а душевные от внешних предметов". То же самое учение о различии между страстями встречается и у Илии Пресвитера, который говорит: "Иные страсти телесные, и иные душевные".
Преподобному Иоанну Дамаскину принадлежит попытка описать телесные и душевные страсти.
Душевные страсти суть:
"забвение, леность и неведение. Сими тремя страстями омрачаемое око душевное, то есть ум, подпадает господству прочих страстей, каковы суть: нечестие, неправоверие, то есть всякая ересь, хула, раздражительность, гнев, досада, вспыльчивость, человеконенавистничество, памятозлобие, клевета, осуждение, неразумная печаль, страх, боязнь, раздор, ревность, зависть, тщеславие, гордость, лицемерие, ложь, неверие, неблагоразумие, неразборчивость, недальновидность, ненасытность, любостяжание, леность, притязательность, пристрастие, привязанность к земному, уныние, малодушие, неблагодарность, ропот, кичение, самомнение, запальчивость, высокомерие, любоначалие, человекоугодие, коварство, бесстыдство, нечувствительность, ласкательство, скрытность, насмешливость, двоедушие, соизволение на грех по страсти, непрестанное помышление о грехах, скитание помыслов, самолюбие – матерь всего худого, сребролюбие – корень всех пороков и страстей, злонравие и лукавство".
Телесные страсти, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, таковы:
"чревоугодие, прожорство, роскошь, пьянство, разные роды сластолюбия, блуд, прелюбодеяние, распутство, нечистота, кровосмешение, деторастление, скотоложство, худые пожелания и всякие противоестественные и постыдные страсти, воровство, святотатство, разбой, убийство по зависти или в неразумном раздражении, всякое телесное успокоение, удовлетворение хотениям плоти, особенно в здоровом состоянии тела, волшебство, ворожбы, чародеяния, гадание, предвещание, щегольство, легкомыслие, нега, страсть к нарядам, натирания лица, предосудительное распутство, игра в кости, пристрастная преданность мирским удовольствиям, жизнь плотоугодная, одебеляющая ум, делающая его оземленившимся и скотоподобным и никак не допускающая возвести взор к Богу и к делам добродетелей".
Преподобный Григорий Синаит, обозревая все учение святых отцов, относящееся к телесным и душевным страстям, пишет:
"Страсти разно именуются, разделяются же на телесные и душевные. Телесные подразделяются на скорбные и греховные; скорбные опять подразделяются на болезненные и наказательные. Душевные также подразделяются на раздражительные, похотные и разумные (λογιστικά
; разумные подразделяются на вообразительные и мысленные (διανοητικά
. Из них всех иные произвольны по злоупотреблению, другие же невольны по необходимости, так называемые незазорные страсти, кои святыми отцами названы сопутствующими и естественными свойствами. Одни страсти суть телесные, а другие душевные; иные суть страсти похоти, иные страсти раздражения и иные – разума (του λογιστικου
; и из них – иные страсти ума, и иные – мысли, διανοίας". "Все они сообщаются между собою и содействуют друг другу: телесные – похотным, душевные – страстям раздражения, разумные же – умственным, а умственные – страстям мысли и памяти".
Перечисляя и классифицируя страсти, следует заметить, что между ними не существует непроницаемых перегородок. Одна страсть теснейшим образом связана с другими, так что весь человек оказывается оскверненным и умерщвленным ими. Из-за страстей душа оскверняется, ум мертвеет. В результате человек становится идолопоклонником, неспособным унаследовать Царствие Небесное. Вот почему слова апостола Павла ясны и категоричны: "...знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужителъ, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога" (Еф. 5:5).
...
Гроф, Станислав
Фрейд, Зигмунд
Фрейд, Анна
Адлер, Альфред
Фромм, Эрих
Райх, Вильгельм
Франкл, Виктор Юнг, Карл Густав
Морено, Якоб
Хорни, Карен
Эриксон, Милтон
Перлз, Фредерик
Эллис, Альберт
Нравоучительное сочинение не является психотерапевтической методикой, пока научно не доказана его клиническая эффективность. Что если применяемые методы вредят здоровью людей? Где данные? Не навреди - принцип язычника Гиппократа.
Согласно приказу Минздрава существует специальность «врач-психотерапевт». «Врач-психотерапевт» — это человек с медицинским образованием, который получил подготовку по специальности «психиатрия» и дальнейшую переподготовку по психотерапии.
В Европе психотерапевтическая ассоциация допускает и гуманитарную, но весьма объемную и специальную подготовку.
Психотерапевты лечат истерию, энурез, алкоголизм, психосоматику и т.п., а не пытаются промывать мозги пациентам какой-то "правой верой". Хотя нельзя отрицать того факта, что сейчас в этой области плодится огромное кол-во шарлатанов.
И, факт есть факт, большинство обремененных грехами человеков - здоровы как кони, а праведники чахнут в ожидании венца.
Неотомизм получил достаточно широкое распространение и в психиатрической науке. Среди его последователей такие крупнейшие ученые, как P. Haber-lin, К. Schneider, J. Wyrsch, J. Crespy, J. Delay и др. Так, по П. Хэберлину (1947), человек состоит из души и тела, причем тело устроено и организовано как орган общения с внешним миром. Болезнь может быть органической (заболевание тела) и психической (заболевание души), она появляется вследствие дезорганизации сочетания души и тела при неподвластности тела душе. Душа является здоровой, когда ей удается управлять своим образом действий, и больной — когда это ей не удается. Психическое заболевание — это внутреннее конфликтное состояние, антагонизм между стремлением и духом. Только психические болезни должны составлять предмет психиатрии. В центре последней, по К. Шнейдеру (1946, 1951, 1980), — психофизическая проблема, понимаемая как нечто иррациональное, метафизическое.
psihiatriya.ucoz.ru/publ/1-1-0-32
Знаменитая книга Мелехова : Психиатрия и проблема духовной жизни www.koob.ru/melehov_d_m/
Сочинение нравоучительное, и, вероятно, задумано как альтернатива классической психотерапии
Почитайте книгу целиком, узнаете что вся она есть компиляция опыта Святых Отцов, никаких новых идей не предлагается. Так что психотерапия это альтернатива Святым Отцам, а не наоборот.
являются люди адогматичные по стилю мышления
Из вашего списка не всех знаю, но Фрейд, Адлер, Юнг - эти люди придумывали из пальца свои недоказуемые теории, с объективной точки зрения их выдумки ничем не лучше выдумок Святых Отцов.
Нравоучительное сочинение не является психотерапевтической методикой, пока научно не доказана его клиническая эффективность. Что если применяемые методы вредят здоровью людей? Где данные?
Сочинение не нравоучительное. Идея о том, что такая-то страсть это плохо это аксиома за рамками данной книги.
Данные в монастырях, где сотни лет применяют все это на практике.
И, факт есть факт, большинство обремененных грехами человеков - здоровы как кони, а праведники чахнут в ожидании венца.
Это вообще не факт.
А вы стало быть не верите в существование страстей и то что они искажают природу человека?
Скажу сразу, я не фрейдист и вижу недостатки и слабые места его метода. Он построен на допущениях и приблизительных ответах. Я уважаю экспериментальную медицину и не одобряю философско-естественнонаучные гибриды. Но у святых отцов вообще нет метода, и никакой пользы они никому не приносили. Если иначе - приведите достаточное количество корректных наблюдений.
Хула на святых, прелюбоедяние, гордыня и другие "грехи" моего состояния здоровья совершенно не ухудшают.
Приведте данные о связи христианских "грехов" с состоянием здоровья человека. Приведите исследования или клинические наблюдения о больных, леченных этим Ирофеем или другими христианскими "спецами". Где они?
Если психотерапия вторична по отношению к религии, то зачем применять этот вторичный термин вместо настоящего?
Вообще, просматривая все материалы по связи религии и науки в настоящее время, как то Мелехов, Панин, неотомизм и др. вижу четко: церковь осознает, что утратила свою власть , и пыается вернуть ее исподтишка примазываясь к тем институтам, которые раньше ненавидела, и которые ныне влиятельны, особенно к науке. Церковь хочет выжить и ведет себя тихо, как ягенок. НО! Стоит возникнуть кризису, она покажет волчьи клыки.
Я не люблю, когда мне садятся на шею властолюбивые ретроградные старички в нарядных дамских платьях.
Целиком искусственная фигура.
Что и требовалось доказать. (
И за подобных акций духовное развитие людей только страдает и уважение к религии значительно снижается.
А вы верите в то, что Иисус воскрешал мертвых и воскрес сам или вам тоже нужны клинические исследования?
skarabey1 Почему же не лечят? В ХIХ веке люди после манифестации шизофрении всю жизнь сидели связанными в Желтом доме, а сейчс они после месяца в стационаре и года поддерживающего лечения спокойно живут и радуются.
А неврозы и зависимости - это прежде всего психотерапия. То же курево. Не верите - закодируйтесь для пробы.
а вот бабульки молитвами и заговорами действительно очень хорошо помогают и даже там, где медицина бессильна. вот это действительно удивительно. представляю, какой эффект производил христос. жаль, что настоящих бабулек и дедулек очень мало, а тех, кто косит под них, очень много.
видел закодированных. да, на время кодирования со стороны смотрится всё хорошо, но в действительности, лучше бы и не кодировались. они ждут окончания срока кодирования сильнее, чем заключённые. а потом впадают в запой хуже прежнего.