ВИДЫ НЕВЕРИЯ
1. Прежде всего надо помнить, что бывает неверие от Бога.
Как некогда Он ожесточил сердце фараона. Как некогда не дал Он благодатного просветления распинателям Христа, которые оттого и не ведали, что творят. Если вера – следствие благодати, то, значит неверие – следствие того, что Господь не протянул Свое действие именно к этому сердцу.
Кроме того, если вера христианская – благодатная, значит, в ней есть нечто, что не может быть произведено в человеческом мире и человеческими усилиями. «Закон ничего не довел до совершенства» (Евр 7,19) и никого. В мир благодати не может ввести ни честное исполнение законов научного мышления, ни совестная жизнь, ни жизненная воздержность и аскетизм. Благодать не там, где честные и хорошие люди. Благодать там, где благодать. Она может войти в сердце, приуготовленное очищением и мудростью, а может посетить «изверга». Но «может» не значит «должна».
читать дальшеПоэтому невер не виноват перед нами. Он может быть даже невиновен в своем неверии перед Богом. У Бога может быть Свой замысел об этом невере. И благодать ждет этого человека не другом, не-сегодняшнем повороте его жизненного пути. И поэтому миссионер, потерпевший неудачу в беседе с таким невером, свое недоумение должен обращать к Небу, а не выливать его с раздражением на того, кто не подпал под обаяние его проповеди.
Именно так я утешаю себя, когда вижу светлого, умного и честного человека, который просто не осознает, не чувствует своей нужды в нашем Боге.
2. Есть неверие от позитивного переживания своей, не-христианской веры (в том числе и веры светского гуманизма). Человек чувствует себя органично в своем мире. И этот мир может и в самом деле быть хорош и для него, и для тех, кто живет рядом с ним.
3. Есть неверие на грани нравственной вменяемости. Человек знает, что его мировоззрение больно, что его уклад жизни несовершенен. Он знает, что христианская перестройка потребует от него рывка, сверхусилия. Он не верит не в христианство, а в себя. Он боится, что рывок разрушит его пусть и болезненный, но все же устоявшийся и обжитой «гомеостаз».
А бывают греховные неверия.
4. Бывает неверие от гордыни: «я не допущу, чтоб надо мной кто-то был!».
5. Бывает неверие от греховного отупения. Человек настолько отождествил себя плотскими мелким «радостями», что и сам себя с гордостью именует - «самэц!». Тут кстати слова Иосифа Бродского:
Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье – слепота. Но чаще – свинство.
6. Есть неверие от нежелания покаяния. Человек ощущает неправду своей жизни, но еще слишком ее любит. И боится сделать себя подверженным серьезной перемене. Поэтому предпочитает даже не замечать выбор.
7. Есть неверы, вполне сознательно разрезавшие свою жизнь. Теоретически они знают, что Бог есть. Но сознательно не разрешают себе додумать это до конца, потому что хотят прожить жизнь по атеистически, без допуска понятия «грех» в свой лексикон и не подставляя себя под суд евангельских заповедей. Их кредо звучит так: вот доживу до пенсии, тогда и вспомню о Боге, а пока буду жить как живется!».
Перед всеми такими невериями миссионер бессилен. Такой человек действительно «будет тебе (миссионеру) яко мытарь». Не «яко неуспевающий студент», которому просто вот что-то еще надо дообъяснить, а именно мытарь – человек, сознательно вставший на путь коррупции... В этом случае миссионеру остается лишь молитва и надежда на то, что Бог Сам найдет способ разрушения этих страстных скафандров.
8. Есть неверие от горя. Что делать с плачущими? – Плакать вместе с ними», - советовал в таких случаях о. Александр Ельчанинов.
9. Есть неверие, которое тяготится собою. «Бога, к сожалению, нет». Это самоощущение Пушкина в годы кишиневской ссылки. «Ум жаждет Божества, а сердце не находит». Мир такого невера добротен с его точки зрения, но недостаточен. Ему хотелось бы обрести веру, но он не видит путей к ней.
Бога нет...
Ну что ж, и слава Богу...
Без Него достаточно хлопот.
Сея в сердце смутную тревогу,
над землей
пасхальный звон плывет.
Бога нет...
Но так, на всякий случай,
позабыв про деньги и харчи,
затаи дыхание и слушай,
как пасхальный звон плывет в ночи.
Все сильней, все праведней, все выше
золотой
звучащею стеной
движутся колокола,
колыша
черный воздух
над моей страной.
Бога нет...
Ну что ж, я понимаю...
И, влюбленный в белый, бедный свет,
я глаза спокойно поднимаю
к небесам,
которых тоже нет.
10. Есть неверие, которое знает, что Бога нет. Это опыт отсутствия Бога. Отсутствие опыта не надо путать с опытом отсутствия. Тут именно опыт, ощущение пустоты. Тошноты. Заброшенности. Это мир Сартра и Камю. Мир такого невера катастрофичен, но он не видит путей спасения из облепившей его пустоты. «Я молил, я выпрашивал знака небес. Слал небесам мольбы - ответа нет. Небеса не знают даже моего имени. Я вопрошал себя ежечасно, что я в глазах Господа? Теперь я знаю: ничто. Бог меня не видит, Бог меня не слышит, Бог меня не знает. Ты видишь пустоту над головой: то Бог. Ты видишь щель в двери: то Бог. Ты видишь дыру в земле: то Бог. Бог есть молчание, бог есть отсутствие. Бог есть одиночество людское. Нет никого, кроме меня, я сам решал, какое зло чинить. Я сам избрал добро. Я жульничал: я творил чудеса. Сегодня я сам обвиняю себя. Один лишь я мог отпустить свои грехи. Я - человек. Если есть Бог, то человек ничто; если существует человек... Куда ты бежишь?.. Вот и началось царствие человека на земле. Хорошее начало. Пошли, Насти! Я буду палачом и мясником… Я не отступлю. Заставлю их трепетать от страха передо мной, раз нет иного способа их любить. Буду повелевать, раз нет иного способа их любить. Буду одинок под этими пустыми небесами - раз нет иного способа быть вместе со всеми. Идет война - я буду воевать» (Сартр. Дьявол и Господь Бог).
В этих случаях миссионер может предложить не аргументы, а молитвы. Причем не только свои. Тут уместно призвать к молитве и самого невера. Попробуй совершить то, что кажется невозможным. И в этой практике преодолеешь немощи своей теории.
11. Есть неверие от лени, от бескультурья, от неумения логически мыслить. Например, Им Бог нужен, а Церковь – нет. Вот тут мы и должны пояснить, что связь Бога и Церкви органична.
12. Есть неверие от незнания. Человек искренне и совестно и умно поверил неправде о Церкви или глянувшейся ему правде другой веры. В его кругозор просто не попали добрые изложения веры православной. Он не знал, что то, что он осудил в жизни Церкви, и сама Церковь осуждает, а отнюдь не предписывает и даже не терпит (а в иных случаях это может оказаться и просто прямой, фактической неправдой). Он не знал, что то, что любо ему в иной вере, есть и в православии, причем в большей полноте.
13. И есть неверие из-за нас.
В Евангелии есть удивительная история о слепорожденном, который услышал, что в Палестине появился целитель по имени Иисус. У него не было шансов встретиться с Ним, потому что он был слеп и прикован к одному месту. Но однажды, сидя у дороги и собирая милостыню, он понял, что мимо него проходит тот самый Иисус. И закричал: «Иисусе! Помилуй меня!». А вот те, кто шел вместе со Христом, т.е первые христиане зашикали: не отвлекай, не мешай… Именно это слишком часто происходит в нашей церковной жизни: когда люди, которые раньше стали христианами, обвыкли в своей вере, поскучнели и стали не помощью, а скорее препятствием для христианизации других людей.
Что может делать Церковь? Прежде всего – не мешать, не травмировать нашим собственным поведением тех, кто еще в поиске.
Люди пробуют приблизиться к нам, присматриваются к нам. И вдруг понимают, что чего-то главного в нас нет. «Ведь и теперь не другое что соблазняет язычников, а именно то, что нет любви... Мы, истинно мы виноваты в том, что язычники остаются в заблуждении… Они видят, что мы хуже зверей терзаем ближнего своего, и потому называют нас язвою вселенной» (Златоуст. Беседы на Иоанна 72,4).
«Не были бы нужны слова, если бы жизнь наша сияла; не были бы нужны учителя, если бы мы творили дела благая. Никто не остался бы язычником, если бы мы были христианами, как следует. Если бы мы соблюдали заповеди Христовы, если бы мы благодушно переносили обиды и насилия, то никто не был бы столь диким, чтобы не обратиться к истин¬ной вере. Один был Павел, и столько людей привлек к себе. Если бы мы все были такими, то сколько вселенных мы обратили бы? Теперь христиане многочисленнее язычников. Между тем когда другим искусствам один может научить сто отроков, здесь, несмотря на то, что есть много учителей и что их гораздо больше, нежели учеников, никто не присоединяется. Если видят, что и мы того же желаем, (чего и они), то есть, почестей и власти, то как они могут почувствовать уважение к христианству? Они видят что мы столько же при¬страстны к деньгам, как и они, и даже еще больше, перед смертью так же, как и они, трепещем, боимся бедности наравне с ними, в болезнях, как и они, ропщем, одинаково любим власть и силу. Итак, ради чего они станут веровать? Ради знамений? Но их уже больше нет. Ради жизни праведной? Но она уже погибла. Ради любви? Но ее и следа нигде не видно» (Златоуст. Беседы на 1 Тим. 10,3).Согласны ли вы с такой классификацией? Или это очередная ересь?
А что такое "здравый рассудок" и чем он мешает вере?
я с этим не согласна. У каждого человека есть свобода выбора, в том числе выбор веры. Неуверовавшие просто не захотела уверовать, вот Бог и не протянул им свою руку. В Коране, например, есть такое высказывание (дословно не помню): если человек идет шагом к Богу, Бог бежит навстречу этому человеку. Я склоняюсь к мнению, что Бог все же хочет, чтобы в Него верило большинство людей.
>> Господь не протянул Свое действие именно к этому сердцу.
отсюда получается, что есть люди, обреченные на адские муки потому что Бог не захотел, чтобы они поверили, люди без шанса на спасение? Как-то это несправедливо получается.
>>Человек настолько отождествил себя плотскими мелким «радостями», что и сам себя с гордостью именует - «самэц!».
сама удивляюсь от себя, но тут я соглашусь с Кураевым. На сегодняшний день действительно очень много развелось таких зверей - самцов) Очень часто люди почему-то забывают, что они люди.
>>Ради жизни праведной? Но она уже погибла. Ради любви? Но ее и следа нигде не видно»
да, с этим тоже соглашусь. Светское мышление настолько запечатлилось в наших жизнях, что деньги, выгода и материальный расчет затмили мораль.
отсюда получается, что есть люди, обреченные на адские муки потому что Бог не захотел, чтобы они поверили, люди без шанса на спасение? Как-то это несправедливо получается.
Кураев имеет в виду не то что они вообще никогда не поверят и попадут в ад, а то что возможно они поверят не сейчас, а когда-нибудь потом. Мысль на самом деле странная, меня она смущает тоже.
King_Random
Что за статистика то? И чего доказывает? И что такое здравый рассудок?
Kougaiji-sama
И что такое здравый рассудок?
Вот бы ещё узнать, что такое Бог))
Здравый рассудок - это что-то вроде "верный вывод = верные предпосылки + верный ход мысли"
Подробным определением составных частей сего выражения занимается наука логика.
.double
В Коране, например, есть такое высказывание (дословно не помню): если человек идет шагом к Богу, Бог бежит навстречу этому человеку.
У нас говорят: кто ищет тот всегда найдёт.
Ну хотя бы ладно, выбросим других представителей. Но среди тех же православных есть те, которые не верят церкви, а живут чисто по Библии. По его словам получается, что даже эти христиане являются тоже неверными. Будто без церкви люди не могут быть полностью верующими.
Кураев всё пишет правильно.
Надо завлекать народ в церковь, надо вытягивать из него денежки (на свечки и записочки, на православные брошюрки с молитвами).
Капитализм на дворе. Каждая коммерческая организация, в том числе и церковь, крутится, как может.
ФГМ приносит деньги!
Ви таки решили учить нас коммерции??
Всех не превратишь.
Психоконтролю подвластны отсилы 10-15%.
Остальные в церкви не ходят.
Но среди тех же православных есть те, которые не верят церкви, а живут чисто по Библии. По его словам получается, что даже эти христиане являются тоже неверными. Будто без церкви люди не могут быть полностью верующими.
Среди православных? Может среди христиан?
какая разница? Кураев - православный, он говорит про православных.
таких православных нет.
каких таких?
Но среди тех же православных есть те, которые не верят церкви, а живут чисто по Библии.
Таких православных нет.
в любви к кому или к чему?
К Богу и людям.
а ты действительно всех людей любишь или только думаешь, что любишь? или всё-таки не всех?
Я неверующий.
Я ненавижу людей и не знаю, кто такой Бог.
А Иисус хочет, чтобы я всех любил, какбе намекая, что эта самая любовь и есть Бог.
Я неверующий.
честно говоря, этого я просто не понимаю. потому, что неверие не логично.
Я ненавижу людей и не знаю, кто такой Бог.
но если ты ненавидишь людей, значит ты ненавидишь и сам себя. и каким образом, не веря, можно узнать кого-либо или что-либо? вера первична. хотя бы на стадии предположения.
А Иисус хочет, чтобы я всех любил, какбе намекая, что эта самая любовь и есть Бог.
эту заповедь далеко, далеко не все верующие понимают. как можно любить врага? а всё потому, что библия не полная. была бы полной библия, понимали бы все. и хотя христос и предупреждал, что те, у которых ключи от мудрости, скрывая её (мудрость), сами не входят и других не пускают, надеясь с помощью этих знаний преодолеть конкуренцию к царству небесному, эту конкуренцию не преодолеют т.к. мешают развитию остальных, что противоречит любви. а бог есть любовь. и это явно говорит о том, что именно те, кто призван служить богу, выступают против него.
честно говоря, этого я просто не понимаю. потому, что неверие не логично.
Вера - более нелогична. Как и вся аксиоматика.
но если ты ненавидишь людей, значит ты ненавидишь и сам себя.
Да. Я ничтожен по сравнению со вселенной.
и каким образом, не веря, можно узнать кого-либо или что-либо?
Зачем мне верить, что небо синее? Это очевидно и несомненно. Хоть и относительно.
вера первична. хотя бы на стадии предположения.
Предположение - это предположение. Вера - это утверждение.
эту заповедь далеко, далеко не все верующие понимают. как можно любить врага?
*листает камасутру*
а всё потому, что библия не полная.
Нормальная библия. Просто тогда так писали)
была бы полной библия, понимали бы все.
С чего бы это?
и хотя христос и предупреждал, что те, у которых ключи от мудрости, скрывая её (мудрость), сами не входят и других не пускают, надеясь с помощью этих знаний преодолеть конкуренцию к царству небесному, эту конкуренцию не преодолеют т.к. мешают развитию остальных, что противоречит любви. а бог есть любовь. и это явно говорит о том, что именно те, кто призван служить богу, выступают против него.
Выступать ЗА бога так же трудно, как любить врага. Но и это вполне возможно.
Вера - более нелогична. Как и вся аксиоматика.
Да. Я ничтожен по сравнению со вселенной.
логика в том, что кто-то же всем этим управляет. начиная с самой мельчайшей частицы мироздания и до вселенной. человек по сравнению с космосом очень мал, но то из чего он состоит ещё меньше. и для чего-то же всё это существует.
бог никогда не ставил задачей человека верить в бога или во что бы-то ни было, как в аксиому. наоборот, задача человека--познание. но история научных открытий говорит о том, что их делали именно там, где общепринято их не должно было быть.
Предположение - это предположение. Вера - это утверждение.
поэтому, сначала кто-то поверил в своё предположение и это была вера. когда же предположение подтвердилось, вера стала утверждением т.е. знанием.
Нормальная библия. Просто тогда так писали)
эта "нормальная" библия переведена неправильно, сокращена и добавлена с учётом интересов религиозных и политических деятелей. но так как тёмный в прошлом народ, равно как и современные фанатики принимали всё за чистую монету, этой библии было достаточно. но сейчас выросло поколение, которое не так просто обмануть. христианские религии уже "трещат по швам". они в смятении. правду истинного учения выдавать не хочется т.к. тогда их религия просто исчезнет, а это не слабый кусок и не только хлеба. и что делать они не знают.
Выступать ЗА бога так же трудно, как любить врага. Но и это вполне возможно.
согласен.
кто-то же всем этим управляет.
Необязательно.
их делали именно там, где общепринято их не должно было быть
Например, где?
предположение подтвердилось, вера стала утверждением т.е. знанием.
Ну а при чём тут Бог?
эта "нормальная" библия переведена неправильно, сокращена и добавлена с учётом интересов религиозных и политических деятелей. но так как тёмный в прошлом народ, равно как и современные фанатики принимали всё за чистую монету, этой библии было достаточно. но сейчас выросло поколение, которое не так просто обмануть. христианские религии уже "трещат по швам". они в смятении. правду истинного учения выдавать не хочется т.к. тогда их религия просто исчезнет, а это не слабый кусок и не только хлеба. и что делать они не знают.
А зачем она нам нужна, Библия?
без управления--хаос.
Например, где? примеров много. ближайший: земля имеет форму шара, вертится, вращается вокруг солнца...
Ну а при чём тут Бог? бог тоже желает, чтобы он был познаваем, а не религии на голой вере.
А зачем она нам нужна, Библия? для познания законов бытия, взаимоотношений человека с богом, человеческих взаимоотношений, которые должны быть человеческими. для предотвращения деградации человека, как личности.