ВИДЫ НЕВЕРИЯ
1. Прежде всего надо помнить, что бывает неверие от Бога.
Как некогда Он ожесточил сердце фараона. Как некогда не дал Он благодатного просветления распинателям Христа, которые оттого и не ведали, что творят. Если вера – следствие благодати, то, значит неверие – следствие того, что Господь не протянул Свое действие именно к этому сердцу.
Кроме того, если вера христианская – благодатная, значит, в ней есть нечто, что не может быть произведено в человеческом мире и человеческими усилиями. «Закон ничего не довел до совершенства» (Евр 7,19) и никого. В мир благодати не может ввести ни честное исполнение законов научного мышления, ни совестная жизнь, ни жизненная воздержность и аскетизм. Благодать не там, где честные и хорошие люди. Благодать там, где благодать. Она может войти в сердце, приуготовленное очищением и мудростью, а может посетить «изверга». Но «может» не значит «должна».
читать дальшеПоэтому невер не виноват перед нами. Он может быть даже невиновен в своем неверии перед Богом. У Бога может быть Свой замысел об этом невере. И благодать ждет этого человека не другом, не-сегодняшнем повороте его жизненного пути. И поэтому миссионер, потерпевший неудачу в беседе с таким невером, свое недоумение должен обращать к Небу, а не выливать его с раздражением на того, кто не подпал под обаяние его проповеди.
Именно так я утешаю себя, когда вижу светлого, умного и честного человека, который просто не осознает, не чувствует своей нужды в нашем Боге.
2. Есть неверие от позитивного переживания своей, не-христианской веры (в том числе и веры светского гуманизма). Человек чувствует себя органично в своем мире. И этот мир может и в самом деле быть хорош и для него, и для тех, кто живет рядом с ним.
3. Есть неверие на грани нравственной вменяемости. Человек знает, что его мировоззрение больно, что его уклад жизни несовершенен. Он знает, что христианская перестройка потребует от него рывка, сверхусилия. Он не верит не в христианство, а в себя. Он боится, что рывок разрушит его пусть и болезненный, но все же устоявшийся и обжитой «гомеостаз».
А бывают греховные неверия.
4. Бывает неверие от гордыни: «я не допущу, чтоб надо мной кто-то был!».
5. Бывает неверие от греховного отупения. Человек настолько отождествил себя плотскими мелким «радостями», что и сам себя с гордостью именует - «самэц!». Тут кстати слова Иосифа Бродского:
Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье – слепота. Но чаще – свинство.
6. Есть неверие от нежелания покаяния. Человек ощущает неправду своей жизни, но еще слишком ее любит. И боится сделать себя подверженным серьезной перемене. Поэтому предпочитает даже не замечать выбор.
7. Есть неверы, вполне сознательно разрезавшие свою жизнь. Теоретически они знают, что Бог есть. Но сознательно не разрешают себе додумать это до конца, потому что хотят прожить жизнь по атеистически, без допуска понятия «грех» в свой лексикон и не подставляя себя под суд евангельских заповедей. Их кредо звучит так: вот доживу до пенсии, тогда и вспомню о Боге, а пока буду жить как живется!».
Перед всеми такими невериями миссионер бессилен. Такой человек действительно «будет тебе (миссионеру) яко мытарь». Не «яко неуспевающий студент», которому просто вот что-то еще надо дообъяснить, а именно мытарь – человек, сознательно вставший на путь коррупции... В этом случае миссионеру остается лишь молитва и надежда на то, что Бог Сам найдет способ разрушения этих страстных скафандров.
8. Есть неверие от горя. Что делать с плачущими? – Плакать вместе с ними», - советовал в таких случаях о. Александр Ельчанинов.
9. Есть неверие, которое тяготится собою. «Бога, к сожалению, нет». Это самоощущение Пушкина в годы кишиневской ссылки. «Ум жаждет Божества, а сердце не находит». Мир такого невера добротен с его точки зрения, но недостаточен. Ему хотелось бы обрести веру, но он не видит путей к ней.
Бога нет...
Ну что ж, и слава Богу...
Без Него достаточно хлопот.
Сея в сердце смутную тревогу,
над землей
пасхальный звон плывет.
Бога нет...
Но так, на всякий случай,
позабыв про деньги и харчи,
затаи дыхание и слушай,
как пасхальный звон плывет в ночи.
Все сильней, все праведней, все выше
золотой
звучащею стеной
движутся колокола,
колыша
черный воздух
над моей страной.
Бога нет...
Ну что ж, я понимаю...
И, влюбленный в белый, бедный свет,
я глаза спокойно поднимаю
к небесам,
которых тоже нет.
10. Есть неверие, которое знает, что Бога нет. Это опыт отсутствия Бога. Отсутствие опыта не надо путать с опытом отсутствия. Тут именно опыт, ощущение пустоты. Тошноты. Заброшенности. Это мир Сартра и Камю. Мир такого невера катастрофичен, но он не видит путей спасения из облепившей его пустоты. «Я молил, я выпрашивал знака небес. Слал небесам мольбы - ответа нет. Небеса не знают даже моего имени. Я вопрошал себя ежечасно, что я в глазах Господа? Теперь я знаю: ничто. Бог меня не видит, Бог меня не слышит, Бог меня не знает. Ты видишь пустоту над головой: то Бог. Ты видишь щель в двери: то Бог. Ты видишь дыру в земле: то Бог. Бог есть молчание, бог есть отсутствие. Бог есть одиночество людское. Нет никого, кроме меня, я сам решал, какое зло чинить. Я сам избрал добро. Я жульничал: я творил чудеса. Сегодня я сам обвиняю себя. Один лишь я мог отпустить свои грехи. Я - человек. Если есть Бог, то человек ничто; если существует человек... Куда ты бежишь?.. Вот и началось царствие человека на земле. Хорошее начало. Пошли, Насти! Я буду палачом и мясником… Я не отступлю. Заставлю их трепетать от страха передо мной, раз нет иного способа их любить. Буду повелевать, раз нет иного способа их любить. Буду одинок под этими пустыми небесами - раз нет иного способа быть вместе со всеми. Идет война - я буду воевать» (Сартр. Дьявол и Господь Бог).
В этих случаях миссионер может предложить не аргументы, а молитвы. Причем не только свои. Тут уместно призвать к молитве и самого невера. Попробуй совершить то, что кажется невозможным. И в этой практике преодолеешь немощи своей теории.
11. Есть неверие от лени, от бескультурья, от неумения логически мыслить. Например, Им Бог нужен, а Церковь – нет. Вот тут мы и должны пояснить, что связь Бога и Церкви органична.
12. Есть неверие от незнания. Человек искренне и совестно и умно поверил неправде о Церкви или глянувшейся ему правде другой веры. В его кругозор просто не попали добрые изложения веры православной. Он не знал, что то, что он осудил в жизни Церкви, и сама Церковь осуждает, а отнюдь не предписывает и даже не терпит (а в иных случаях это может оказаться и просто прямой, фактической неправдой). Он не знал, что то, что любо ему в иной вере, есть и в православии, причем в большей полноте.
13. И есть неверие из-за нас.
В Евангелии есть удивительная история о слепорожденном, который услышал, что в Палестине появился целитель по имени Иисус. У него не было шансов встретиться с Ним, потому что он был слеп и прикован к одному месту. Но однажды, сидя у дороги и собирая милостыню, он понял, что мимо него проходит тот самый Иисус. И закричал: «Иисусе! Помилуй меня!». А вот те, кто шел вместе со Христом, т.е первые христиане зашикали: не отвлекай, не мешай… Именно это слишком часто происходит в нашей церковной жизни: когда люди, которые раньше стали христианами, обвыкли в своей вере, поскучнели и стали не помощью, а скорее препятствием для христианизации других людей.
Что может делать Церковь? Прежде всего – не мешать, не травмировать нашим собственным поведением тех, кто еще в поиске.
Люди пробуют приблизиться к нам, присматриваются к нам. И вдруг понимают, что чего-то главного в нас нет. «Ведь и теперь не другое что соблазняет язычников, а именно то, что нет любви... Мы, истинно мы виноваты в том, что язычники остаются в заблуждении… Они видят, что мы хуже зверей терзаем ближнего своего, и потому называют нас язвою вселенной» (Златоуст. Беседы на Иоанна 72,4).
«Не были бы нужны слова, если бы жизнь наша сияла; не были бы нужны учителя, если бы мы творили дела благая. Никто не остался бы язычником, если бы мы были христианами, как следует. Если бы мы соблюдали заповеди Христовы, если бы мы благодушно переносили обиды и насилия, то никто не был бы столь диким, чтобы не обратиться к истин¬ной вере. Один был Павел, и столько людей привлек к себе. Если бы мы все были такими, то сколько вселенных мы обратили бы? Теперь христиане многочисленнее язычников. Между тем когда другим искусствам один может научить сто отроков, здесь, несмотря на то, что есть много учителей и что их гораздо больше, нежели учеников, никто не присоединяется. Если видят, что и мы того же желаем, (чего и они), то есть, почестей и власти, то как они могут почувствовать уважение к христианству? Они видят что мы столько же при¬страстны к деньгам, как и они, и даже еще больше, перед смертью так же, как и они, трепещем, боимся бедности наравне с ними, в болезнях, как и они, ропщем, одинаково любим власть и силу. Итак, ради чего они станут веровать? Ради знамений? Но их уже больше нет. Ради жизни праведной? Но она уже погибла. Ради любви? Но ее и следа нигде не видно» (Златоуст. Беседы на 1 Тим. 10,3).Согласны ли вы с такой классификацией? Или это очередная ересь?
Бог любит всех. Кто любит всех и Бога - тот и спасётся.
Бог любит всех.
кто тебе такое сказал?
Кто любит всех и Бога - тот и спасётся.
да, но кто видел таких людей?
кто тебе такое сказал?
Христиане.
да, но кто видел таких людей?
Никто. Таких не бывает. И Иисус тоже выдуманный персонаж.
большинство христиан читают много библию, но мало её понимают. они под тормозом религии.
а ты на каком основании говоришь, что иисуса выдумали? вернее выдумок-то много о нём, но ты же считаешь, что его вообще не было?
а ты на каком основании говоришь, что иисуса выдумали?
Так ведь доказательств нет. Ещё одна транцендентная личность.
доказательство того, что иисус всё же был, хотя бы в том, что иудеи, не смотря на то, что очень против христианства, всё же не отрицают его как историческую личность. но отрицают его рождение от духа т.к. знают, что родился он от римского воина.
Это не доказательство.
а что для тебя является доказательствами?
Паспорт. Записи в архивах. Материалы уголовного дела. И всё должно быть нотариально заверено.
всё это может быть и существует, как и евангелие от иисуса христа, которое резко отличается от общепринятого учения религии. но всё это тщательно скрывается ватиканом, как и многое другое. но тут ещё одна загвоздка: если даже тебе или мне предоставят все эти доказательства, кто их сможет перевести? а тот кто сможет, переведёт так, как ему скажут. но если ,может быть, ты даже сможешь перевести всё правильно, кто позволит тебе обнародовать истину? ведь ясно же, что первых последователей христа, самого христа и апостолов убили совсем не за эту христианскую религию, предоставленную нам политиками.
Пока лживый ватикан не предоставит тщательно скрываемые доказательства правдивости своей религии - утверждать историчность Иисуса нельзя, ибо идиотизм.
кто их сможет перевести?
Полно специалистов по арамейскому, греческому и латыни. Проблем нет никаких. Переписи устраивались регулярно. Нужно только поднять и посмотреть.
Нет Христа, значит нет Христа. Значит дело имеем со сказочным супергероем, который в некой фентезийной книжке говорит некие правильные вещи.
а тот кто сможет, переведёт так, как ему скажут. но если ,может быть, ты даже сможешь перевести всё правильно, кто позволит тебе обнародовать истину? ведь ясно же, что первых последователей христа, самого христа и апостолов убили совсем не за эту христианскую религию, предоставленную нам политиками.
А чем плохо официальное христианство? Совесть да любовь - вот и весь закон.
Пока лживый ватикан не предоставит тщательно скрываемые доказательства правдивости своей религии
в том-то и дело, что доказательства указывают на лживость их религии.
Полно специалистов по арамейскому, греческому и латыни. Проблем нет никаких. Переписи устраивались регулярно. Нужно только поднять и посмотреть.
специалистов полно, переписи устраивались, но вся библия переписывается слово в слово и при этом заявляется, что это новый перевод. но мне посчастливилось видеть редкие издания, случайно просочившиеся к людям. если сможешь, поверь, т.к. доказательств нет, разница есть.
А чем плохо официальное христианство? Совесть да любовь - вот и весь закон.
оно плохо тем, что совесть да любовь, это не весь закон. и хотя и этого не мало, но где брать примеры совести и любви? и где та совесть, если христос говорит, что попасть в царство небесное невозможно (за редчайшим исключением), а религия обещает это царство всем.
в том-то и дело, что доказательства указывают на лживость их религии.
Во что же тогда верить?)
но вся библия переписывается слово в слово
А иные заявляют, что Библия жестоко корректируется.
где брать примеры совести и любви?
В Евангелии. "Поступай с другими так..."
если христос говорит, что попасть в царство небесное невозможно (за редчайшим исключением)
Умный, честный человек.
Христианство - оно для замкнутых общин, а не для масс.
религия обещает это царство всем
За умеренную плату.
Во что же тогда верить?)
в бога, но без религий.
А иные заявляют, что Библия жестоко корректируется.
она давно откорректирована. в таком виде она вполне удовлетворяла церкви и политиков. но уже и они видят, что выросло новое поколение, воспитанное на атеизме и это поколение сложно обманывать.
В Евангелии. "Поступай с другими так..."
а если эти примеры только в евангелие, то читать и сами все грамотные.
в бога, но без религий.
Называется "деизм".
Только вот какой смысл в него верить?
Тем более, что всё известное о нём и о потустороннем может оказаться враньём.
она давно откорректирована. в таком виде она вполне удовлетворяла церкви и политиков. но уже и они видят, что выросло новое поколение, воспитанное на атеизме и это поколение сложно обманывать.
В эпоху телевизора церковь не нужна. В эпоху интернета нет прока от телевизоров.
а если эти примеры только в евангелие, то читать и сами все грамотные.
Хорошие же примеры)
Есть ещё американские комиксы об супергероях и советские патриотические фильмы)
Властям выгодно наличие доброты и совести у масс, поэтому они будут её пропагандировать пусть даже светским и атеистическим образом.
Только вот какой смысл в него верить?
Тем более, что всё известное о нём и о потустороннем может оказаться враньём.
для меня смысл такой: без веры теряется какой бы-то ни было смысл вообще. и ещё один смысл: без веры я мог бы тоже во всём сомневаться, но тогда я не узнал бы его и не надеялся бы узнать о том, где враньё и где правда.
а властям, да, выгодны и доброта, и совесть, и тупая религия. потому всё это и насаждается. а учение христа гналось в первые времена потому, что христиане объединялись в коммуны независимые от государства и религии. у них был коммунизм. политикам сразу не понравилась эта идея, но когда она стала приобретать массовый характер, они пересрали не на шутку. все их ценности обрушились, власть ускользала. в этот кризисный момент и появился на сцене римский император константин. с него и началась подмена учения, а потом и насаждение новой религии огнём и мечом, но уже в выгодном властям варианте. например, как тебе нравится: "блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное". если подумать нормальному человеку, то царство небесное принадлежит дебилам. здесь явно что-то, просто, с запятой не в порядке. и так по всему писанию.
для меня смысл такой: без веры теряется какой бы-то ни было смысл вообще.
А он нужен вообще? Большинство как-то обходятся.
и ещё один смысл: без веры я мог бы тоже во всём сомневаться, но тогда я не узнал бы его и не надеялся бы узнать о том, где враньё и где правда.
Знание и вера - взаимоисключающие параграфы.
"блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное". если подумать нормальному человеку, то царство небесное принадлежит дебилам.
Во-первых, нужно цитировать на греческом.
Во-вторых, дух и IQ - это разное.
В-третьих, у фразы полно известных трактовок.
В-четвёртых, царство небесное однозначно не для умных - умные такой хернёй не занимаются, они хитрят, зарабатывают деньги и власть.
А он нужен вообще? Большинство как-то обходятся.
мне очень даже необходим. наверное, я в меньшинстве.
Знание и вера - взаимоисключающие параграфы.
не согласен. вера в духовное никак не мешает материалистическим знаниям. утверждение, что непонятное не нужно понимать и изучать, что просто так бог создал и неисповедимы пути господни--для лентяев и от тех, кто желает необразованного окружения ибо такими легко управлять. таким у меня ответ один--
а вот этот пункт мне понравился и если можно, подробнее: Во-первых, нужно цитировать на греческом. и как это прозвучит в переводе? и это тоже: у фразы полно известных трактовок. ?
наверное, я в меньшинстве.
Да. Люди затем его и отменили, что он только мешает)
а вот этот пункт мне понравился и если можно, подробнее: Во-первых, нужно цитировать на греческом. и как это прозвучит в переводе? и это тоже: у фразы полно известных трактовок. ?
В данных вопросах безграмотен. Это надо у батюшки в церкви спросить, а лучше у богословов каких-нибудь. Известных трактовок полно на все стихи библии.
Но цитировать перевод на современном русском, при этом пеняя на оригинал - это как-то странно)